Слайд 1городская конференция
учебно-исследовательских работ школьников
«Шаги в науку»
Секция: технология
и изобразительное искусство
Название работы:
«Живая глина»
Автор работы: Денисов Андрей
ученик 5
«в» класса,
МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО
Соавторы: Паламарюк Николай,
Тагильцев Владислав.
Помощник: Бурцев Григорий.
Научный руководитель:
Зиганшина Зулейха Мухаметовна,
учитель рисования
первой квалификационной категории,
Слайд 2Выбор и
обоснование
проекта
Я люблю лепить из глины.
И мне всегда хотелось знать
больше о
глине.
Я подумал, а не изготовить ли мне глиняную посуду. Чтобы работа
лучше спорилась, среди своих одноклассников я нашёл единомышленников. Во время работы над данным проектом мы изучили много литературы, посвященной глине и лепке. Для создания собственных работ посещали занятия студии декоративно-прикладного искусства.
Слайд 3Формулировка задачи
Скоро 8 Марта и мы решили
сделать своим мамам
чайный сервиз из глины.
Постановка проблемы:
Расширить
и систематизировать знания о глине.
Найти для
изготовления собственных работ глину хорошего качества в естественных условиях
Слайд 4
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Изучить, что такое глина, какая она бывает.
Выяснить, какими свойствами
обладает глина.
Найти для изготовления собственных работ глину хорошего качества в
естественных условиях
Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.
Выяснить как правильно подготовить рабочее место и какие инструменты и приспособления использовать в процессе работы.
Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
Создать собственные глиняные изделия и декорировать их.
Слайд 5Вот уже 10 тысяч лет делают на земле посуду из
глины. И мы уверены – человек ни разу об этом
не пожалел.
Предки хорошо знали, что молоко в глиняной посуде дольше не киснет. Простите, сделаю глоточек.
Глиняная посуда тёплая,
она радует глаз.
Когда лепишь – чувствуешь себя творцом.
Слайд 6Настало время мне засучить рукава, подготовить рабочее место, инструмент и
приступить к замесу глиняного теста. Работать следует на прочном столе,
приготовить деревянную доску. Деревянную потому, что она впитывает влагу, пробивать и лепить на ней очень хорошо и глина снимается лучше (не липнет)
Слайд 7Глина она как живая, чувствует с каким настроением работает мастер.
Если с хорошим настроением, то глина послушная, податливая. Если с
плохим настроением, то изделие получается кривое, трескается, сминается.
Слайд 8 Покупать глину в магазине дорого, выгодно собственными руками
извлечь ее в местах залегания. В ходе работы над проектом
мы опросили местных жителей соседней деревни и нашли в устье реки Хмыловки голубую глину. Мы проверили целебные свойства глины. Сделали дедушке аппликацию из глины на коленный сустав. Дедушка остался доволен. Проверили подходит ли глина для керамики. Для этого налили уксус на глину, если уксус начнёт пениться и шипеть - это означает, что в данной глине присутствует кальций и это плохо скажется при обжиге. Далее проверили на пластичность — размяли, скатали жгутик, загнули его в «баранку» и если глина пластичная, то на «баранке» не появится крупных трещин. Наша глина отвечала всем требованиям.
Слайд 10Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения,
так как оно влияет на основные свойства материала, делая его
пригодным для различных технических целей.
Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами глины.
Слайд 11Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование:
сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положили глину на доску. Разбили
глину молотком на кусочки,попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Слайд 12Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая
глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положил в
сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Слайд 13Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не
пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепили из глины
миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Слайд 14Опыт № 4
Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать
высокую температуру – огнеупорностью.
Оборудование: кусок глины или изделие, печь.
Ход: поместили
глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.
Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства — прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу
Слайд 15Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.
Опыт № 5
Цель:
показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Ход: расписали
фигурку из глины красками. Обратили внимание
на то, что краска хорошо ложится
на обожженную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.
Слайд 16Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду,
но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает
свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.
Слайд 17В студии декоративно- прикладного искусства закрепили основные приёмы и способы
лепки
Конструк-тивный
Комбини-рованный
Пласти-ческий
Рельефная лепка
Предмет
создается из
отдельных
частей
Лепка из
целого куска
Нанесение
рисунка на
раскатанный
пласт
Объединяет
лепку
из целого
куска и отдель-
ных частей
Для лепки понадобятся специальные инструменты – стеки. Стеки вырезают из твердых пород дерева - самшита, груши, яблони, бука, для влагостойкости протирают льняным маслом.
Слайд 18В результате мы расширили
и систематизировали
свои знания о глине, о
том,
какая она бывает, какими
свойствами она обладает.
Изучили как выбирать
глину и готовить ее к работе,
как правильно организовать рабочее место,
какими инструментами пользоваться.
Разобрались, какие
приемы и способы лепки существуют.
Слайд 19Глина проста и легка в обработке, её пластические и художественные
возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним
из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена! И мы, авторы проекта «Живая глина», следуя простым правилам , под руководством учителя рисования создали красивую коллекцию глиняной посуды в подарок нашим мамам к 8 Марта.
Слайд 20Вывод: если постараться, то всё получится!
Если вы, как и
мы, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими
руками интересные и полезные вещи,
то лепка из глины –
занятие для вас!