Слайд 1Музыкальная культура России:
Слайд 3988 год – Крещение Руси.
Киевская Русь – духовная
преемница Византии.
Слайд 4В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет
о выборе веры. Решили послать в страны, из которых приходили
к Владимиру миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере.
Когда посольство вернулось, Владимир созвал бояр и обратился к послам: «Говорите». Те сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Бояре сказали на это: «Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей».
Слайд 5XI в. – строительство храмов на Руси.
Люди, крестившись, разошлись по
домам. Владимир сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю. Взгляни
на новых людей этих, и дай им. Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны… Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги. Господи». И приказал ставить церкви на месте бывших мест языческого поклонения.
Слайд 16Фреска(итал. freesco - свежий, сырой) - техника живописи красками (на
известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует
тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.
Фреска
Икона
Ико́на ( от греч. «образ», «изображение») — в христианстве изображение лиц
или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.
Слайд 25 Икона - это образно выраженная молитва, и понимается
она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося
перед ней верующего христианина, ее назначение — содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви.
«Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И так как мы этого человечества пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем – икона может служить лишь символическим его изображением», - Е.Н.Трубецкой.
Византийский богослов, поэт и музыкант Иоанн Дамаскин утверждал, что образ иконы не есть копия сверхреального героя, но лишь его земная «ипостась», которую люди в состоянии понять и изобразить. Иначе говоря, иконы воплощали представления земного человека о невидимом, «горнем мире», рожденные в молитвенном общении с Богом и небесными силами.
Слайд 26Казанская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, явившаяся в
Казани в 1579году. Одна из самых чтимых икон в Русской
православной церкви. Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери – это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612г. Эта икона была в ополчении с Мининым и Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведён Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936г.
Слайд 27“Спас Нерукотворный»
По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя —
Спас Нерукотворный. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни
Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.
Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.
К образу спасителя обращаются с молитвами о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении.
Слайд 28“Богородица Умиление”
При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от
недугов.
Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады,
горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.
Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю).
Слайд 29“Богородица Умягчение Злых Сердец”
На иконе Божией Матери “Умягчение злых сердец”
Богородица изображается одна, пронзённая семью мечами. Семь мечей символизируют полноту
печали и сердечной болезни, которые были перенесены на Земле Пресвятой Девой Марией. Перед иконой молятся об умягчении сердца и у верующих облегчаются их душевные страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.
Слайд 32Мозаика — это изображение, выполненное из разноцветных кусочков однородного материала
(дерева, металла, камня, смальты и т. д.), которому присущи декоративность,
четкость силуэта, лаконичность формы, выразительность, возможность применения условности и преувеличения. Мозаика часто носит прикладной характер, являясь декоративным средством оформления различных предметов и деталей интерьера. «Мерцающая живопись».
Мозаика
Слайд 38Обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом
на Тайной вечери и, как молитвенная жертва уст , с
евангельских времен песнопения в богослужении обрели простор вечности, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются и будут вечно раздаваться на небесах.
Православная музыка Делится на несколько видов:
-древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например — грузинский распев.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
-партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали разные композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов и многие другие.
-духовные стихи и псалмы (это песни на духовные темы) — не богослужебная.
Слайд 39 Святой Иоанн Златоуст говорит: - «Вверху
Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в
церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа». Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь. Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст, был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. Песнопения в богослужении приобрели простор вечности с евангельских времен, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются на небесах.
Первые два века в истории христианского песнотворчества овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Поэзия эта рождалась одновременно с музыкой, как песнопение в его точном значении.
Слайд 40 К XII-XIII векам в Византии сложилась целая система
песнопений, применявшаяся за богослужением. Она состояла из ограниченного числа жанров,
сформировавшихся ранее (псалом, канон, тропарь, гимн, стихира). Исполнение того или иного жанра, время, место исполнения в богослужении, своеобразие его содержания и тематики, особенности текста и методов исполнения – все это способствовало закреплению за песнопениями определенных названий. Многие песнопения получили наименования по своим начальным словам: "славословные" – по первому слову восклицания «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», «Многомилостивые», содержащие частое повторение слова «милость»; «величальные» – по начальному глаголу оды канона «Величит душа моя Господа»; «Блаженны» – тропари, исполнявшиеся с заповедями блаженств; стихиры на «Господи воззвах», припевающиеся к псалмам, первый стих которых имеет слово «воззвах». Профессор Н.Д.Успенский в своей книге «Древнерусское певческое искусство» пишет: «Великолепие и блеск византийского богослужения, как мы знаем из сообщения летописца, были если не решающим, то одним из существенных моментов, побудивших киевского князя и его советников при выборе официальной религии отдать предпочтение восточному христианству пред другими вероисповеданиями. По византийскому образцу строились первые княжеские храмы в Киеве с их монументальным величием и роскошью отделки, отвечавшими торжественному, праздничному характеру самого культового действия, неотъемлемым элементом которого было и церковное пение».
Слайд 42 Церковная музыка вокальна — это означает, что из
православной службы исключены музыкальные инструменты — элемент, который вносит в
музыку мирской дух и вызывает парение ума молящегося. "Те, кто празднуют, должны праздновать духовно..." — говорит святитель Григорий Богослов. Использование инструментов указывает на духовное младенчество.
Во время молитвы Церковь в качестве жертвы приносит вино и хлеб, и усиливает свою молитву посредством человеческого голоса. Святой Григорий Богослов пишет: "Выше всех музыкальных инструментов песнопение, которое соединяет всякую душу с божественным Смыслом...". Святой поясняет, что музыкальные инструменты становятся между человеком и Богом и препятствуют соединению души с Ним.
Церковные песнопения, прежде всего, в Греко-православном предании, являются монофоничными. Когда поют многие, все произносят одно и то же, голос исходит как бы из одних уст. Церковь не приняла многоголосие, которое первым ввел католицизм. Это было сделано Ею, для того, чтобы избежать рассеяния и смятения, как самих певчих, так и душ, внимающих пению, и чтобы выразить единство Церкви во Христе. Церковная музыка антифонна — то есть состоит из двух хоров — правого и левого. Или, в случае необходимости, из двух певчих на правом и левом клиросе. Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, видел в видении ангелов, которые славили Святую Троицу антифонными песнями.
Церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.
Слайд 43 Основной вид богослужебного пения – знаменное пение. Развивалось
на Руси с XI по XVIIв. Для его записи использовались
не ноты, а специальные знаки – знамёна (от славянского слова «знамя»,т.е. знак), или крюки(тот же знак).