Разделы презентаций


История становления и развития духовной музыки

Содержание

Большая советская энциклопедия«Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ  ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Слайд 2Большая советская энциклопедия
«Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного

характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или

в быту (канты, духовные стихи и песни)».
Большая советская энциклопедия«Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время

Слайд 3Святой Апостол Павел
Учил, что каждый человек состоит из тела, души,

духа.

Тело музыки – звук
Душа музыки – законы ее развития
Дух порождает

к жизни эти законы
Святой Апостол ПавелУчил, что каждый человек состоит из тела, души, духа.Тело музыки – звукДуша музыки – законы

Слайд 4Важнейшая черта духовной музыки
молитвенность

Важнейшая черта духовной музыки молитвенность

Слайд 5Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и

Сына и Святого Духа.

Обращенная к Богу

Посвященная Богу

Воплощенная, созданная

с помощью Бога
Духовная музыка –  это музыка созданная  во имя Отца и Сына и Святого Духа.Обращенная к

Слайд 6Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви

Духовная музыка опирается  на соборный опыт Церкви

Слайд 7«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст

«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст

Слайд 8Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг.)
«У нас в употреблении

есть только один инструмент – слово мира, молитвы: при помощи

его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».
Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг.) «У нас в употреблении есть только один инструмент – слово

Слайд 9Восточная Римская империя (Византия)

Восточная Римская империя (Византия)

Слайд 10Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг.)
Служил при храме Святой

Софии в г.Константинополе
Написал более 1000 гимнов и молитв
Автор кондака праздника

Рождества Христова и других песнопений
Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг.)Служил при храме Святой Софии в г.КонстантинополеНаписал более 1000 гимнов

Слайд 11Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников
Кондак

Икос Тропарь

Виды самых древних песнопений в честь святых и праздниковКондак  Икос  Тропарь

Слайд 12Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.)
До монашества был правителем Дамаска
Защищал

почитание святых икон
Совершенствовал систему осмогласия
Творец многих канонов

Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.)До монашества был правителем ДамаскаЗащищал почитание святых иконСовершенствовал систему осмогласияТворец многих

Слайд 13Глас – Осмогласие - Октоих
Глас — в техническом смысле обозначает

диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным

правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта).

Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием.

Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.
Глас – Осмогласие - ОктоихГлас — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны

Слайд 14Образцами для 1 – 3 песней канона послужили:
Для 1

песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после

перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15).

Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю».

Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).
Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: Для 1 песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка

Слайд 15Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:
Для 4 песни

- молитва пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая

грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З).

Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26).

Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).
Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:Для 4 песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до

Слайд 16Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:
Для 7 и

8 песен - благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной

печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).

9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:Для 7 и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков,

Слайд 17Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г.

Крещение Руси  святым  великим князем Владимиром   988 г.

Слайд 18Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева.

Десятинная церковь –  первый каменный храм г.Киева.

Слайд 19Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии
Ирмологий (собрание ирмосов, канонов)


Стихирарь (сборник стихир)
Минея служебная (месячные службы)
Обиход (песнопения Литургии и

Всенощного бдения)
Октоих (праздничные и воскресные песнопения)
Песенные сборники, пришедшие на Русь из ВизантииИрмологий (собрание ирмосов, канонов) Стихирарь (сборник стихир) Минея служебная (месячные службы)Обиход

Слайд 20Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из

Любеча.

Здесь возникла первая школа церковного пения.
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча.

Слайд 21Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:
Строго вокальный характер
Тесная связь

музыки и слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста

Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:Строго вокальный характерТесная связь музыки и словаПлавность мелодического движенияПодчинение музыкальной композиции

Слайд 22Знамена – Крюки - Невмы
Знаменный распев получил свое название

от славянского слова «знамена» - особые знаки, которые ставились над

распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
Знамена – Крюки - Невмы Знаменный распев получил свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки,

Слайд 23Названия отдельных крюков:
Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход

от одного звука к другому. При этом начальный крюк не

был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.
Названия отдельных крюков:Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от одного звука к другому. При этом

Слайд 24Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения
Большой

Путевой

Демественный

Местный

Новые распевы, возникшие  в 16 веке на основе Знаменного пенияБольшойПутевойДемественныйМестный

Слайд 25Строчное пение

Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в

16 веке, широко распространилось во 2-й половине 17 века одновременно

с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.
Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".
Строчное пениеВид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине

Слайд 26Партесное пение
Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль

русского многоголосного хорового искусства.

Партесное пение было перенесено с Украины

в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)

Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.

Было распространено в России до последней четверти 18 века.
Партесное пениеПартесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного хорового искусства. Партесное пение было

Слайд 27Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
Управляющий Придворной капеллой
Создатель

жанра духовных концертов
Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над

гармонизацией Знаменного распева
Бортнянский Дмитрий Степанович  (1751 – 1825) Управляющий Придворной капеллой Создатель жанра духовных концертовСтараясь возродить лучшие образцы

Слайд 28В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали

М.И.Глинка, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские композиторы

В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские

Слайд 29Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать

цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и

Божественной Литургии

Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение

Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения

Слайд 30В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал

в дневнике:
«Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего

прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике: «Я чувствую, что начинаю уметь

Слайд 31Основные богослужения Русской Православной Церкви
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне

церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории Ветхого и Нового

завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками

Основные богослужения  Русской Православной ЦерквиВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные

Слайд 32Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку -

в 1910 году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в

1915 году – ко Всенощному бдению
Обратившись к церковной музыке,  Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии святителя

Слайд 33Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов способствовало возвращению к истокам

русской духовной музыки – интересу к древнему знаменному пению, византийскому осмогласию

и национальным традициям

Многие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором

Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова  и других композиторов способствовало  возвращению к истокам русской духовной музыки – интересу

Слайд 34Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20

века (слева – направо)
Александр Гречанинов (1854 – 1956)
Александр Кастальский (1856

– 1926)
Павел Чесноков (1877 – 1944)
Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)
Композиторы – представители  «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо)Александр Гречанинов (1854

Слайд 35Характерные черты «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века
Приложение

к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной

композиторской школы;
Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.
Характерные черты «Нового направления»  в духовной музыке начала 20 векаПриложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального

Слайд 36Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
«До сих пор

я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому

и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке: «До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной

Слайд 37Автор презентации
Балыбердина
Ирина Викторовна

учитель музыки
МОУ «Вятская православная гимназия


во имя преп. Трифона Вятского г.Кирова»

Автор презентации Балыбердина Ирина Викторовнаучитель музыки МОУ «Вятская православная гимназия во имя преп. Трифона Вятского г.Кирова»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика