Слайд 1Коми народные музыкальные инструменты
Абраменко Надежда Гавриловна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №9»
г. Печора
Республика Коми
Слайд 2Коми народные музыкальные инструменты
Слайд 3Музыкальные инструменты:
Духовые
Струнные
Ударные
Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом
жизни, обрядами, праздничными гуляньями, детскими забавами.
Слайд 4Духовые инструменты
Музыкальные инструменты коми отличаются разнообразием типов и
их местных разновидностей. Наиболее распространенными были духовые инструменты (аэрофоны):
Чипсан, пэлян,
бадь пу чипсан (ивовый свисток) и сьола чипсан (рябчиковый свисток, манок) — закрытые (с одного конца) продольные флейты со
свистковым вырезом и вставной деревянной пробкой со щелью;
Гум пэлян (дудка из стебля гума, дудника) — продольная губно-щелевая флейта со свистковым вырезом;
Сёй пэлян (глиняная дудка в форме птицы) — свистковая флейта с двумя игровыми отверстиями;
Идзас чипсан (соломенный свисток) и бадь пу пэлян (ивовая дудка с выкрученной сердцевиной) — аэрофоны с одинарным бьющим язычком типа кларнета;
Сюмод пэлян, сюмод буксан, (берестяная дудка) — аэрофон с двойным бьющим язычком типа гобоя.
Слайд 5Коми традиционный музыкальный инструмент пэлян может быть самой разной формы.
Слайд 6Народный мастер из Центра Коми культуры "Югöр" (г.Ухта) играет на
коми традиционном музыкальном инструменте пэляне своего производства.
Слайд 7Сюмöд буксан — рожок из бересты
с бьющим язычком (гобой),
вероятно,
самый древний, ещё древне–финский,
музыкальный инструмент.
В Коми распространен
повсеместно.
Слайд 8Чипсан – свисток.
Это общее название свистящих
музыкальных инструментов
изготавливаемых из
стеблей
дудника. Чипсаны были
большие и маленькие,
состояли из одного или
нескольких свистков.
Слайд 12Струнные инструменты Коми
Среди струнных инструментов (хордофонов):
Брунган (гудящий, гулкий) — струнный
ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших размеров (голбец —
деревянная пристройка к кухонной печи), струны проволочные длиной от 65 до 125 см.
Брунган изготовлялся следующим образом. На боковую стенку деревенского голбца прибивают пять длинных и толстых проволочных струн и пять отдельных подвижных струнных подставок — колодок высотой 3,5 см. Настройка брунгана производилась передвижением колодочек ударами молоточка: для повышения звука их раздвигали — увеличивалась степень натяжения упругости струн, для понижения — сдвигали.
Слайд 13С. И. Налимов (1857-1916) прославился как выдающийся мастер балалаечных дел
«балалаечный Страдивари». Балалайки Налимова обладали совершенством форм, отличались изящной отделкой,
имели редкий по красоте тембра звук.
Слайд 14
Налимов
Семён Иванович
1857 - 1916
Памятник Семёну Налимову
в с. Выльгорт
Слайд 15Сигудэк - любимый коми
народом традиционный
музыкальный инструмент.
Лютневидный трехструнный
смычковый, с долблёным корпусом.
Слайд 16Сигудок — подвижный музыкальный инструмент с волосяными струнами. Относится к
составным лютневидным хордофонам типа шейковых лютней и представляет собой трех
или четырех струнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние формы — от простой плоской досчатой до фигурной скрипичной. Сигудки особенно бытовали в среде охотников верховьев Вычегды. На них музицировали, как дома, так и в охотничьем срубе в лесной чаще во время охоты. С изготовлением сигудка, согласно древним верованиям коми-зырян, на земле появилась музыка.
Слайд 17Оркестр Коми народных инструментов
« Сигудэк».
Слайд 20
Брунган – один из самых распространённых
музыкальных инструментов.
Слайд 21Ударные инструменты коми
Ударные инструменты (идиофоны):
Тотшкбдчан (стукалка) — колотушка в виде
долбленой колодки и рукоятки с подвижным билом или привязанным шариком,
Сярган
(трещотка) — ребристый валик с рукояткой и скользящей по нему деревянной пластинкой внутри рамки,
Жыннян (колокол) — деревянный, долбленый из куска березы и жестяной клепаный,
Пу паньяс (деревянные ложки),
Пу бедьяс (деревянные палки),
Пу пов (деревянная дощечка, барабан).
Слайд 22Сярган (трещотка)- традиционный коми
народный музыкальный инструмент.
Слайд 23Народный мастер из с.Визинга Сысольского района демонстрирует один из видов
торгана
своего производства (в его левой руке), мастер назвал его табяс.
Слайд 24Различные варианты Коми национального народного
инструмента шур–шар из бересты.
Слайд 25В правой руке шур–шар из бересты (похож на погремушку).
Слайд 28Шаблон презентации http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony/277-1-0-25020
http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/77.php
http://www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrumenty.html
http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/05.php
http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/51.php
http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/10.php
http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/chipsan.php
http://gazetaraduga.ru/kultura/skromnyy-geniy-02-02-2015.html
Использованы материалы: В. Н. Белицер, Очерки по этнографии
народов коми, 1958; П. Чисталев, Коми народные музыкальные инструменты, Сыктывкар,
1984; Энциклопедия РК, Сыктывкар, 1999.
Источники: