Разделы презентаций


Методическая разработка раздела программы "Музыка и литература"

Содержание

Программа «Музыка» разработана коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского М. Просвещение 2006 г. Некоторые изменения в программе обусловлены внедрением новых технологий и современного песенного репертуара

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Музыка и литература» в 5

классе

Выполнила учитель музыки

Сатдарова Елена Федоровна

Г. Дзержинск
2012 год

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»   Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Музыка и

Слайд 2 Программа «Музыка» разработана коллективом авторов под руководством Д.Б.

Кабалевского М. Просвещение 2006 г.
Некоторые изменения в программе

обусловлены внедрением новых технологий и современного песенного репертуара
Программа «Музыка» разработана коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского М. Просвещение 2006 г.  Некоторые

Слайд 3Хрестоматия
Фонохрестоматия
Творческая тетрадь
Рабочая тетрадь
Поурочные планы
Учебно-методический
комплект
Программа по музыке

ХрестоматияФонохрестоматияТворческая тетрадьРабочая тетрадьПоурочные планыУчебно-методический комплектПрограмма по музыке

Слайд 4Пояснительная записка
Программа музыкальных занятий в

5 классе І полугодия направлена на установление внутренних связей музыки

и литературы. Эта тема по различным поводам не раз уже затрагивалась на уроках в начальной школе «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики искусства, а ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом» – эти слова французского писателя и музыканта Ромена Роллана.
В теме І четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» на уроках мы пытаемся убедиться в том, какие бы потери понесла музыка, если бы не было литературы.
В теме ІІ четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» убеждаемся в том, что большая часть литературы дарит нам встречу с музыкой, а иногда и вовсе не может без нее существовать.
Пояснительная записка     Программа музыкальных занятий в 5 классе І полугодия направлена на установление

Слайд 5 Тема «Музыка и литература» та тема, которая позволяет

в первую очередь установить меж предметную связь. Помогает понять эстетическую

ценность видов искусств, воспитательную, познавательную и преобразующую роль в социальном, культурном, духовном развитии личности.

Актуальность выбранной темы

Тема «Музыка и литература» та тема, которая позволяет в первую очередь установить меж предметную связь.

Слайд 6 Требования к содержанию образовательного процесса
(принципы):
Научность;
Систематичность;
Целостность;
Связь с

жизнью;
Наглядность;
Целостность, сходство и различие;
Изучения музыки, как живого искусства;
Инициативность, ассоциативность, вариативность,

образность.

Требования к содержанию образовательного процесса (принципы):Научность;Систематичность;Целостность;Связь с жизнью;Наглядность;Целостность, сходство и различие;Изучения музыки, как живого

Слайд 7Цель и задачи:
Цель:
Сформировать знания о живом музыкальном искусстве

и способность находить аналогии в других видах искусства.
Задачи:
Формирование осознанного отношения

к искусству.
Формирование деятельно-практического отношения.
Развитие творческого мышления.
Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование эмоционального отношения к музыки и литературе.

Цель и задачи: Цель: Сформировать знания о живом музыкальном искусстве и способность находить аналогии в других видах

Слайд 8Умение выстраивать логическую структуру (применяя критические технологии)
Умение излагать мысли о

роли музыки и литературы
Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы
Умение находить

взаимосвязь видов искусств: музыки и литературы

Умение определять и сопоставлять жанры литературные и музыкальные

Умение находить ассоциации, связанные с темой

Умение выстраивать логическую структуру (применяя критические технологии)Умение излагать мысли о роли музыки и литературыОжидаемые результаты освоения раздела

Слайд 9Технологии, используемые на уроках музыки
Технология интеграции
Информационные
технологии
Технология дифференцированного
обучения
Технология развивающего
обучения
Здоровье-сберегающие технологии
Критические

технологии

Технологии, используемые на уроках музыкиТехнология интеграцииИнформационные технологииТехнология дифференцированногообученияТехнология развивающегообученияЗдоровье-сберегающие технологииКритические технологии

Слайд 10Методы организации деятельности учащихся

Методы организации деятельности учащихся

Слайд 11Музыкальные инструменты



Учебное оборудование
МР3 и
аудиопроигрователи
Наглядные пособия,
Таблицы по музыке,
Портреты композиторов

Музыкальные инструментыУчебное оборудованиеМР3 и аудиопроигрователиНаглядные пособия,Таблицы по музыке, Портреты композиторов

Слайд 14


Диагностика уровня качества знаний учащихся 5-х классов
Стартовый
контроль
Текущий
контроль
Рубежный
контроль
Итоговый
контроль

Диагностика уровня качества знаний учащихся 5-х классовСтартовыйконтрольТекущий контрольРубежный контрольИтоговый контроль

Слайд 15Мониторинг результативности успешности и качества обучения 5-х классов

Мониторинг результативности успешности и качества обучения  5-х классов

Слайд 16Общий учебно-тематический план
Планирование имеет единую сквозную цепочку в процессе обучения

всего курса «Музыка», где отдельные звенья являются частью целого

Общий учебно-тематический планПланирование имеет единую сквозную цепочку в процессе обучения всего курса «Музыка», где отдельные звенья являются

Слайд 17Методика проведения урока
Тема:
«Музыка в рассказе К.Паустовского «Старый повар»
Цели:
Формирование

у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа

«Старый повар» и музыкальной пьесы «Фантазия» В.Моцарта;
Активизация эмоциональной отзывчивости на музыку и рассказ, развитие творческих способностей;
Воспитание эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать чувствам и настроениям музыки и литературы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портреты В.-А. Моцарта, К. Паустовского, раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия, доска, мел.

Методика проведения урокаТема: «Музыка в рассказе К.Паустовского «Старый повар»Цели: Формирование у учащихся умения следить за развитием образа

Слайд 18Структура урока
І. Организационный момент
ІІ. Подготовка к изучению нового материала через

повторение и актуализацию опорных знаний
ІV. Итог урока (рефлексия)
ІІІ. Сообщение темы,

целей, задач урока и мотивация учебной деятельности
а)знакомство с новым материалом;
б)осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
Структура урокаІ. Организационный моментІІ. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знанийІV. Итог урока

Слайд 19 Ход урока
Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего

настроения другому.

Дети выполняют.
- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.

Ход урока Организационный момент.  Учитель: Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте

Слайд 20Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных

знаний.

- Верите ли вы в счастье?
- А что

такое, по-вашему, счастье?
- Приведите примеры посетившего вас чувства счастья?
(Дети приводят примеры.)
- А для меня будет счастьем спеть любимую песню. Вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить куплет «Песня о счастье».
(Исполнение 1-го куплета песни).
- Знаете, ребята, видеть ваши умные глаза и добрые лица для меня это тоже счастье.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. - Верите ли вы в счастье?

Слайд 21III. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Учитель зачитывает

эпиграф:
...А ведь каждый счастье
понимает по-своему.
У каждого оно свое.


Но есть вещи, которые у всех
вызывают подъем и чувство счастья.
- Какие?
- Ну хотя бы музыка. Или картины...
(К. Паустовский. «Фенино счастье».)
- Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский?
(Писатель.)
- Какие слова являются главными в эпиграфе? (Счастье, музыка.)
(Эти слова записываются на доске.)
- Мы к ним еще вернемся в конце урока.

III.	Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности. Учитель зачитывает эпиграф:...А ведь каждый счастье понимает по-своему.

Слайд 22 - Тема нашего сегодняшнего урока - «Музыка в____________»
Необходимо

заполнить пропуск в теме урока. (Музыка в рассказах.) К. Паустовского

часто называют «музыкальным писателем». Почему?
(Потому что музыка часто «звучит» в его рассказах.)
- Мы послушаем музыкальное произведение, упоминающееся в рассказе «Старый повар». А вы, прослушав его, ответьте на вопрос: можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?
Звучит «Фантазия» В.-А. Моцарта.
После прослушивания учитель задает вопросы.
- Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?
Ответы детей.)

- Тема нашего сегодняшнего урока - «Музыка в____________» Необходимо заполнить пропуск в теме урока. (Музыка в

Слайд 23 Учитель:
Вот краткое изложение
рассказа «Старый повар»
К. Паустовского.

1. Ознакомление

с новым материалом

Учитель:Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К. Паустовского.1. Ознакомление с новым материалом

Слайд 24И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда

жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей доро­гие

лекарства и приказал кормить ее сливками и винными яго­дами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от до­чери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а напротив, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» «Я сделаю это. А чего еще вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
- Хорошо, - сказал незнакомец, и встав, подошел к клавеси­ну и сел перед ним на табурет. - Хорошо, - повторил он. - Слушайте и смотрите». И он заиграл...
Вновь звучит «Фантазия» В.-А. Моцарта.
...Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец...»


Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик -бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убран­ство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, кла­весин - единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и мона­хов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. По­проси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, «маленький
человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач

Слайд 252. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Каких

героев вы запомнили из этого произведения? Какую роль сыграла музыка

в рассказе?
(Ответы.)
- А можно ли ее назвать главным героем?
(Ответы.)
- Я вас попрошу еще раз мысленно вспомнить музыку. Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать образ счастья.
Дети выполняют.
- А помогает ли музыка быть счастливым?
(Ответы детей.)
- Мы сейчас это проверим, выполнив задания по группам.

2. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.Каких героев вы запомнили из этого произведения? Какую

Слайд 26Задание 1-й группе:
- Дайте название музыкальному произведению, услышанному в

рассказе К. Паустовского «Старый повар».
- Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой

на обороте.
(На обороте карточки с заданием предложены несколько вариантов названия произведения: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств»).
Дети объясняют, почему выбрали то или иное название.




Задание 2-й группе:
- Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке. (Работа коллективная на 1/4 ватмана.)

«Фантазия»

«Пробуждение чувств»

«Счастье»

«Мелодия»

Задание 1-й группе: - Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К. Паустовского «Старый повар». - Если

Слайд 27Задание 3-й группе:
Среди карт настроений выберите ту,

которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному музыкальному произведению. Докажите.

(Карты прилагаются.)

радость

обида

гнев

грусть

удивление

внимание

Задание 3-й группе:   Среди карт настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному

Слайд 28После работы в группах и ответов детей подводятся итоги:
-

Музыка помогает стать счастливым?
- Вы любите чудеса? Любите превращения?

Я сейчас вместе с вами превращусь в повара. А какими словами необходимо совершить превращение?
(Крибле, крабле, бумс!)
- Встаем, закрываем глаза и говорим заветные слова вслух, дружно: «Крибле, крабле, бумс!». Открываем глаза. Мы с вами в рассказе «Старый повар».
- Какое желание было у старика?
(«...Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной».)


После работы в группах и ответов детей подводятся итоги: - Музыка помогает стать счастливым? - Вы любите

Слайд 29 - Одно-единственное желание было у старика. А у нас

есть возможность загадать еще одно от его имени. Нам в

этом помогут карты-пожелания «Я очень хочу...».

Учащиеся выполняют задание и делятся впечатлениями.


- Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от его

Слайд 30 - Остальные пустые шары пусть дома, после вашего рассказа

об этом уроке, заполнят ваши родители. А еще одним домашним

заданием будет вот что: вы напишете письмо с благодарностью В.-А. Моцарту за его музыку, которая сделала вас счастливыми, как много лет назад старого повара.

А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, то может выполнить дополнительное задание. Вот оно:

«Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?»

- Остальные пустые шары пусть дома, после вашего рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители. А

Слайд 31 IV. Итог урока.
-Прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли

он то, о чем мы говорили на уроке? А почему

вы так думаете?
-Кто помог нам увидеть, услышать, почувствовать счастье?
(К .Паустовский, В.-А. Моцарт.)
- А за что они бы вас похвалили?
- А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От имени В.-А. Моцарта, К. Паустовского поставьте себе оценки.
- Кому В.-А. Моцарт и К. Паустовский поставили бы «5», «4», «3»? Почему? (Дети комментируют оценки.)
Рефлексия.
- У вас осталось на парте солнышко. Я еще раз включаю «Фантазию» В.-А. Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.
- Дорисуйте у солнышка очертания рта:
Радость, Грусть, Безразличие
- Ребята, вы любите подарки?
В подарок от меня - песня «Дом», авторы неизвестны. А вы мне поможете подпевать. (Тексты у ребят на парте.)

IV. Итог урока. -Прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на

Слайд 32Список литературы:
Д.Б. Кабалевский . Программа « Музыка» 1-8 классы. М.:

Просвещение 2006г.
Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.: Просвещение 1984

г.
Э.Б. Абдулин «Теория и практика музыкального обучения» М.: Просвещение 1990г.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка. Методическое пособие» М.: Просвещение 2005г.
А.Д. Симановский. «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 1997г.
Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей» Москва 1997г.
М.А. Давыдова «Музыкальный словарь» М.: Глобус 2009г.
Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина «Художественно-образное развитие школьников» Волгоград Учитель 2010г.
Т.А. Затямина «Современный урок музыки» М .: Глобус 2007г.
Е.Н. Арсенина «Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи» Волгоград Учитель 2010г
Т.А. Курушина «Творческое развитие учащихся» Волгоград Учитель 2009г

Список литературы:Д.Б. Кабалевский . Программа « Музыка» 1-8 классы. М.: Просвещение 2006г.Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца»

Слайд 33Фото -
вернисаж
Наш коллектив «Эстрадная песня» принимает активное участие в

мероприятиях школы, микрорайона и города:
Концерт «К Дню учителя»,
«День рождения школы»,
«День

пожилого человека»,
«День матери»,
«Новогодние программы», концерт к «Дню защитников Отечества» ,
«Женщинам посвящается»,
«Салют Победы!»т.д.
Фото - вернисажНаш коллектив «Эстрадная песня» принимает активное участие в мероприятиях школы, микрорайона и города:Концерт «К Дню

Слайд 36Социально-культурный проект
«Экология души»

Социально-культурный проект«Экология души»

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика