Слайд 1Образцова Елена Васильевна
Елена Образцова стала первой русской певицей, со
времен Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число величайших
оперных звезд мира.
Слайд 2Обращение Елены Образцовой к читателям
Слайд 3Еле́на Васи́льевна Образцо́ва (род. 7 июля 1939, Ленинград, СССР) — выдающаяся
советская и российская оперная певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1976).
Лауреат Ленинской премии (1976). Герой Социалистического Труда (1990). С июня 2007 года по октябрь 2008 года занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывшего Театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге).
Слайд 4Биография
Е. В. Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Отец –
Образцов Василий Алексеевич (1905–1989) – работал конструктором на заводе; мать
– Образцова Наталия Ивановна (1913–1994) – была чертежницей. Первые детские воспоминания Елены Образцовой связаны с войной и блокадой.
Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в Устюжну.
Слайд 5Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким,
комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса.
Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку - пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Навсегда запомнились ей домашние музыкальные вечера: у отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. Из командировки в Италию он привез большую коллекцию пластинок, по которым маленькая девочка знакомилась с голосами знаменитых певцов - Джильи, Карузо, Галли-Курчи.
Слайд 6Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую
квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в
этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня «певица» и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.
Слайд 7В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров
имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи
со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой.
Слайд 8На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского
музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году
Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
Слайд 9О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина Андреевна
была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог.
Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет. Она разумно разведывала мои возможности, не торопилась "расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам". Антонина Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого прожитого дня".
Слайд 10
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов
имени М. И. Глинки.
Слайд 11
В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сцене
Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис
Годунов».
Слайд 12
В 1964 году закончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора
А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года солистка Большого
театра.
Слайд 13
Позже в 1964 году Елена Образцова в составе труппы Большого
театра выступила на сцене Ла Скала в роли Марфы в
опере «Хованщина» и в роли Мари в опере «Война и мир». Выступления Образцовой в Италии прошли с большим успехом.
Слайд 14В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась
на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову,
исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.
Слайд 15Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем
сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан
Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди.
Слайд 16В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен».
Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что
мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».
Слайд 17Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская
честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения:
Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
Слайд 18
В Петербурге руководит культурным центром, названным её именем, где работает
с молодыми исполнителями.
Слайд 19.
В 1973—1994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в
1984 году стала профессором.
Слайд 20
С 1992 года преподает в Токийской музыкальной академии
Слайд 21Виталий Смирнов преподносит Елене Образцовой цветы. Концерт в честь лауреата
Международной Леонардо-премии Теда Тернера
Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра.
В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».[
Слайд 22Семья
Альгис Марцелович Жюрайтис
Мужья:
Вячеслав Петрович Макаров
(род. 1938), физик-теоретик.
Альгис Марцелович Жюрайтис (1928—1998) — дирижёр Большого театра,
народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Дети и внуки:
Дочь — Елена Вячеславовна Макарова (род. 1966), певица.
Внук — Александр Макаров (род. 1988).
Слайд 23Говорят, вы в отличных отношениях с Монтсеррат Кабалье?
– Да. Мы
дружим. Это очень хорошая женщина – замечательная, добрая, доброжелательная. Она
мне, кстати, тоже очень много дает советов всегда. Потом я помню, когда я еще была девчонкой, никто меня не знал как певицу, она приходила на репетиции и пела мне поздравление. Это было незабываемо. Теперь, когда я нахожусь на ее концерте, она всегда со сцены говорит: «Среди нас, здесь в зале, присутствует великая Образцова». Представляете, как это приятно?! Эта дружба, человеческие отношения дорогого стоят
Слайд 24Ваша жизнь оказалась богата на встречи с легендарными людьми.
Монтсеррат Кабалье
тоже не раз потрясала меня своим даром. От её голоса
сжималось сердце. Как она чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени, сняла с себя норковую накидку и протянула её Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: «Не надо, Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу сшить из неё лишь шляпку». Вот такое чувство юмора. А на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне, встала передо мной на колени и стала плакать, как и я тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с Монтсеррат пели на сцене «Ла Скала», а затем и в других театрах… Много было в моей жизни великих людей, о каждом можно книгу написать.
Слайд 25— Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы познакомились в
«Гранд-опера», куда Каллас пришла послушать советских певцов. Мария попросила меня
посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с трепетом и обожанием. Это было трудное время для Марии — с ней расторгли контракт в «Гранд-опера», а она ещё надеялась петь и предложила мне совместное выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне: «Женщина должна быть сильнее мужчины!» Я поняла, к чему она это сказала: в то время было много шумихи вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о подруге самого богатого человека в мире. Журналисты одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась, но однажды спросила: «Ты любишь его?» — И она быстро ответила: «Очень люблю и очень страдаю». Вот такая откровенность. Когда Мария умерла, я сильно переживала.
Слайд 26Вы, наверное, часто вспоминаете о том, как отдавали свои гонорары
Госконцерту?
- о: Нет. Я всегда деньги отдавала с большим воодушевлением.
Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики. У меня никогда не было жадности. Но было сильное разочарование, когда узнала, что на мои деньги чиновники, например, ездили в Африку — охотиться на львов. Я была на уровне всех великих певцов, получала самые высокие гонорары в мире и отдала государству несколько миллионов долларов. Сейчас, конечно, немножко сложновато, потому что у меня нет никаких запасов, а надо и лечиться, и квартиру содержать. Вот я и вынуждена не спать в своей кровати, а ездить по концертам и зарабатывать. Сейчас я много езжу по России, странам СНГ. И поражена тем, как люди в глубинке воспринимают музыку, сколько в них чистоты. Я там даже пою по-другому. Если в столицах, перед искушенной публикой, думаю и о технике, и о фразе, и о многих других профессиональных вещах, то в маленьких городах я пою больше душою и сердцем.
Слайд 27Какие у вас отношения со временем?
- о: У меня нет
ностальгии по молодости. Большие певцы — они как дети, поэтому
настоящая старость к ним никогда не приходит. Я думаю, человек стареет, когда устает от жизни, перестает ее любить. В каждом возрасте есть свои радости. Теперь я уже очень много знаю и хочу поделиться этими знаниями.
Слайд 28Когда вы входите в Большой, надеюсь, у вас пропуск не
спрашивают?
- о: Однажды, когда я поехала на "Царскую невесту" и
забыла пропуск, то меня просто не пустили. Я уехала домой. Но понимала, что должна петь. Я дома загримировалась, приготовилась к спектаклю. Потом началась паника, пошли звонки из театра. Я сказала: "Меня в театр не пустили. Правда, это моя ошибка, что я не взяла пропуск, но все-таки после стольких лет работы в Большом могли бы и пустить". Но там военная охрана, которая, конечно, понятия не имеет, кто есть кто, и им было наплевать — Образцова пришла или Пупкина.
Слайд 29За что вы чаще всего себя ругаете?
- о: Думаю, что
талант свой я Господу Богу отработала, и Он на меня
не будет сердиться. Но все-таки я могла бы сделать гораздо больше. Случались моменты, когда я не могла много работать. А когда упала с велосипеда, у меня было отслоение сетчатки, и я пять лет была почти слепая. Не видела ноты, не могла учить ничего нового. Но я не скулила, не плакала, и ко мне вернулось зрение. Господь экзаменует нас, когда случаются какие-то несчастья. И если мы стойки в испытаниях, то он исправляет ситуацию. Только через испытания человек может постичь жизнь. А все те положительные эмоции, к которым человек стремится, — вещь праздная.
Слайд 30Какую собственную слабость вы себе прощаете?
- о: Постоянную влюбленность. Все,
что я делаю на сцене, — это о любви и
ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Я знаю очень многих, кто обойден любовью. И они даже не знают, что такое страсть и нежность, они не знают, как можно ждать и как больно терять. Очень много людей, которые не живут, а существуют. Любовь — Божий дар, от которого нельзя отказываться.
Слайд 31У вас есть нереализованная мечта?
— Одно время мне казалось, что
есть. Я много лет молила Господа, чтобы он дал мне
возможность лечить людей. Откуда было такое желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях. Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью излечивались! Я счастлива от этого.
Слайд 32Каким проектом сейчас занимаетесь?
— Много контрактов подписано с западными театрами
вплоть до 2009 года. В Японии много времени провожу. Знаете,
это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.
Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!
Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.
Слайд 33А что вам нужно в жизни из того, чего у
вас нет?
- о: У меня есть все. Единственное, чего мне
не хватает, — крыльев. Я бы очень хотела летать. Я до сих пор летаю во сне.
Слайд 34Звания и награды
1962 — 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов
имени М. И. Глинки
1970 — 1-я премия на Международном
конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне
Заслуженная артистка РСФСР
1970 — 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве
1971, 1980 — орден Трудового Красного Знамени
1973 — Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки — за концертные программы и театральную деятельность 1971—1972 годов
1973 — народная артистка РСФСР[6]
1976 — Ленинская премия — за концертные программы 1973—1974 годов и исполнение партий Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спктаклях «Семён Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж. Бизе, «Трубадур» Дж. Верди
1976 — народная артистка СССР
1990 — Герой Социалистического Труда (27 декабря 1990 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства[7]
1990 — орден Ленина (27 декабря 1990 года)
1999 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня 1999 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства[8],
2002 — лауреат российской оперной премии «Casta diva»[9]
2009 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2009 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность[10]
2009 — орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009 год) — во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения
Слайд 35Театральные работы
Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского)
Любаша («Царская невеста» Н.
А. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Верди)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Кармен
(«Кармен» Ж. Бизе)
Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
Шарлотта («Вертер» Массне)
Элен Безухова, Княжна Марья, Ахросимова («Война и мир» С .С. Прокофьева)
Фроська («Семен Котко» С. С. Прокофьева)
Марина («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, в редакции Н. А. Римского-Корсакова)
Графиня, Гувернантка, Полина, Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
Женька Комелькова («А зори здесь тихие» К. В. Молчанова)
Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина)
Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Адальджиза («Норма» В. Беллини)
Джоанна Сеймур («Анна Болейн» Г. Доницетти)
Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка)
Нерис («Медея» Керубини)
Феодосия(«Пламя» Респиги)
Леонора («Фаворитка» Г. Доницетти)
Иродиада («Иродиада» Массне)
Князь Орловский («Летучая мышь» И. Штрауса)
Герцогиня Беркенфильд («Дочь полка» Г. Доницетти)
Юдит («Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Принцесса («Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа)
Иокаста («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского)
Слайд 36Работа выполнена уч.анг.яз.Куликовой З.Е.,2011 г.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://www.avtografveka.ru/spravka_obrazcova.html
http://www.obraztsova.org/HTML/RUS/mainpagerus.htm
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Elena_Vasiliyevna_Obraztsova
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/obraztsova/interview1.html