Слайд 1Тема проекта
«Татарская музыка»
Слайд 2Цель проекта:
Углубить знания о татарской музыке через творческий процесс
с целью проникновения в суть татарского музыкального творчества.
Слайд 3Задачи проекта
-Создать условия для:
- формирования учебной
самостоятельности;
-придания личностного смысла знаниям
о
жанровом разнообразии народной
музыки, её вариативности;
- стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы;
- развитие коммуникативных навыков
Слайд 4Актуальность проекта
помогает расширить музыкальное пространство человека;
способствует его духовному росту;
Создает условия
для формирования интереса к истории, традиции и культуре разных народов;
Воспитывать
уважительное отношение к народному творчеству;
Слайд 5План работы
1. Поиск в различных источниках информации по теме;
2. Изучение
татарской народной музыки.
3. Определение актуальности темы среди населения (соцопрос);
Слайд 6Историческая справка
Первые записи татарских народных мелодий представлены в «Азиатском музыкальном
журнале»,в начале XX века — в зарубежных публикациях Р. Лаха, Г. Шюнемана.
Планомерное собирание и систематизация татарской народной музыки начались лишь в конце XIX века. Изданы сборники народных мелодий. Записана и наиболее изучена, в основном, татарская народная музыка последних веков. Некоторые формы татарской профессиональной музыки устной традиции ещё не выделены как самостоятельные и рассматриваются в русле фольклорных традиций.
Слайд 7 Основные виды татарской народной музыки
Слайд 8«Наверное никто не сомневается в том, что важнейшей основой становления
народа как культурной нации является его национальная музыка. Но в
достаточной ли степени развита у нас эта область искусства, отражающая особенности душевного состояния нашего народа, выражающая все его печали и радости в только ей присущих мелодиях и напевах?»
Гаяз Исхаки (1878-1954)
писатель, журналист
Слайд 9Татарская песня
Кадир Сигбатулин
Теплом души ты грела нас всегда
В лихие
годы, в трудные года,
Она нам веру на века дала
Татарской
песне слава и хвала!
Ты отголосок горестей и бед
На лбу морщин глубокий виден след,
Она нам покориться не дала
Татарской песне слава и хвала!
Сплотились под мелодией одной
И искренние, щедрые душой,
Ты благодать народу принесла
Татарской песне слава и хвала!
Слайд 13Ударный инструмент крымских татар
Слайд 20Татарская профессиональная музыка
Слайд 21Знаменитые татрские композиторы
Салих Замалетдинович Сайдашев
Татарский композитор, один из основоположников татарской
профессиональной музыки.
«Популярнейший композитор, песни которого татарский народ распевал с наслаждением, музыкант,
который знал песни своего народа не по нотным записям, а носил их в своём сердце со дня своего рождения», – так писал о Салихе Сайдашеве композитор Тихон Хренников.
Его творческая карьера была стремительной. Первую её половину он многим казался удачником, везунчиком, баловнем судьбы. Тем тяжелее было ему в годы опалы. Сегодня он — классик, гордость нации и её любовь.
Слайд 22Фарид Загидуллович Яру́ллин — татарский композитор, родился 19 декабря 1913 г. в Казани,
в семье музыканта-самоучки Загидуллы Яруллина. Автор музыки к первому национальному балету
«Шурале». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант Фарид Яруллин погиб в октябре 1943 года.
В Казани в честь Фарида Яруллина названа одна из городских улиц.
В Альметьевске есть Альметьевский музыкальный колледж имени Фарида Яруллина.
В деревне Малая Сунь, где родился композитор,
открыт музей посвящённый Ф. Яруллину.
Слайд 23.
Сара́ Сады́кова ; 1ноября 1906,Казань — 7 июня 1986, там ) — татарский композитор, актриса, певица.
В 1922—1928 годах и
в 1934—1938 годах училась в консерватории имени П. И. Чайковского. Среди её учителей —Цыбущенко
Мария Григорьевна.
В 1930—1934 годах работала в Казани в труппе Татарского государственного академического театра.
В 1938—1948 годах — солистка татарского театра оперы и балета.
Слайд 24Латыф Хамиди
Советский композитор, народный артист КазССР, лауреат Государственной премии КазССР.
Родился 17
июля 1906 года в деревне Бували Казанской губернии (ныне село Эбалаково Кайбицкого района РТ) в татарской
семье.
Слайд 25Татаро - башкирский центр культуры города Кокшетау.
Председатель центра Рафаил Саитович
Сулькарнаев.
Слайд 2626 лет со дня образования татаро- башкирского центра Акмолинской области
Основной
задачей центра является развитие культуры, языка, традиций и обычаев татаро-башкирского этноса.
Слайд 27Социальный опрос
Знаете ли вы татарские народные песни? Народные песни своего
народа.
Если знаете, то назовите какие.
2) Как по
вашему, утратили ли народные песни на сегодняшний день свою актуальность?
3) Что нужно сделать для того, чтобы повысить популярность песен народов, проживающих на территории Казахстана?
Слайд 28Вывод
Мы провели соцопрос среди учащихся нашей школы, им
было задано 3 вопроса. Выяснилось, что большинство учеников знают народные
песни по школьной программе, которые изучают на уроках музыки. Их музыкальные интересы больше направлены в сторону увлечения музыкой развлекательного характера. Поэтому необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного музыкального наследия.
Слайд 29Необходимо
Искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного музыкального наследия.
Слайд 30
Проделав эту работу я сделала выводы: татарский народ
имеет богатую культуру. Татарская народная песня – это народное творчество,
в котором выразилась душа народа. Ценность её в том, что она сохранилась и передается из поколения в поколение. Татарская народная песня помогает нам узнать о быте, о нравах, традициях татарского народа.