Слайд 1Музыка
как вид искусства
Лектор –
кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
Слайд 2Введение
Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса
Формы отчетности.
Осн. лит-ра – Чередниченко
Т. Музыка в контексте культуры. http://www.read.in.ua/book6275/?r=1&p=114&s=Z
Ассоциативное поле. Что такое музыка?
Слайд 3Этимология (происхождение) слова
Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза
- искусство муз.
Кто такие музы?
ДЗ – 1) «Мифы
народов мира» - конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались),
2) Гесиод «Теогония» - функции муз:
2.1. Когда и зачем сказитель обращается к музам?
2.2. Какую роль играют музы в жизни богов?
Слайд 4Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.)
«О музыке»
«Музыка – источник радости,
а радость свойственна человеку; человек не может жить без радости,
когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»
Слайд 5Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.)
«О музыке»
«Музыка связана с отношением
человека к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но
не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому
нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки,
нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку,
нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».
Слайд 6Кассиодор (6 в. н.э.)
«Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом
создающимися в ее звучаниях…»
Слайд 7Франсиско Солинас (1519-1550, Испания),
«7 книг О музыке»
«Музыка, радующая только
чувства, воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково
пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» - в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…
Слайд 8Франсиско Солинас (1519-1550, Испания),
«7 книг О музыке»
Музыка, имеющая своим
предметом один только разум, может быть понимаема, но она не
слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musica mundana и Musica humana древних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел.
Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musica instrumentalis»
Слайд 9И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671
«Музыка –
это стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий,
знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности.
Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы.
Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»
Слайд 10Иммануил Кант (1724-1804)
«самый навязчивый вид искусства»
Слайд 11Эдгар Варез (1883-1965)
«Музыка – это
организованный звук»
Слайд 12Виктор Цуккеркандль
(США, сер. 20 в.)
«Музыка есть демонстрация сущности природы
в некоем ее аспекте, и потому мир без музыки непознаваем
(познаваем неполно)»
«Музыка – это идеальная динамическая модель мира»
Слайд 13Что же есть музыка?
«- вид искусства, главным выразительным средством которого
является организованный звук, отражающий на высоком художественном уровне представления определенной
культуры о мире и человеке»
Слайд 14Музыка в системе культуры
1 фаза – невыделеность художественной деятельности из
синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музык и в
отдельный вид искусства;
2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).
Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)
Слайд 15Выразительные средства музыки
Характеристики звука - ???
Высота (определенная) – всем ли
звук характерна?
Когда определяется
Длительность
Тембр
Что первично?
Слайд 16Выразительные средства музыки
Соотношение высот – гармония,
Соотношение длительностей – ритм,
Мелодия –
соотношение …. ???
Инструментовка, аранжировка – соотношение ….???
Слайд 18Типы метроритмических систем
1. Свободный ритм /
система интонационного ритма
2. Квантитативные
(время-измерительные) системы ритма (античные метры, макам/мугам)
3. Квалитативные (регулярно-акцентная) системы ритма
(тактовая)
Слайд 19Множество ладовых систем
Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады)
Пентатоника
Хроматика
22-хтоновые
системы древней Индии
Множество неотрефлексированных систем узкого диапазона
Слайд 21Чарльз Айвз (США, 1874-1954)
«Ткань существования сплетается в единое целое. Вы
не можете, задвинув искусство в угол надеяться, что оно будет
<в этом углу> жизненным, реальным и значимым… Оно рождается непосредственно из сердцевины опыта жизни, размышлений о жизни и ее проживания»
Слайд 22ДЗ
Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение.
Гл 2.1, 3.1.
Слайд 23ДЗ дополнительное
(для любящих музыку)
Конспект статья «Звук» (БСЭ),
«Звук музыкальный» (МЭ,
МЭС),
«Тон музыкальный» (МЭ)
«Музыка» (МЭ)
Доп. Литература:
Назайкинский Е.С. «Звуковой мир музыки»,
Сисаури
В. «Об исторической типологии систем музыкального мышления». – Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. – Л.: ЛГИТМИК, 1980.
Философия звука (С. Губайдулина, Л. Ноно). – Культурология (дайджест). 1999, № 2, с. 142-145.