Слайд 2В музыке Средневековья господствует
монодический склад.
То есть под сводами собора
звучал одноголосый мужской хор.
Музыка была преимущественно анонимной.
606 год- кодификация
папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы.
В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.
Слайд 3Григорианские хоралы , которые делились на две группы:
- распевные, связанные
с формированием мессы
- речитативные, связанные с формированием пассионов.
Слайд 4Месса- католическое богослужение.
Название «месса» происходит от латинского выражения
«Ite, missa
est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре
христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие
испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину.
Текст мессы обычно поется, реже – читается.
Язык месс – латинский.
Мессы бывают:
обиходные (Ordinarium)
заупокойные (Requiem)
торжественные (Solemnis).
Месса имеет 6 частей:
Кyrie eleison («Господи, помилуй»),
Gloria («Слава в вышних»),
Сredo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),
Agnus Dei («Агнец Божий»).
Слайд 5Пассионы-повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Это крупное произведение, основанное
на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит
элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.
Слайд 6Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная.
С середины
1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками,
что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.
Слайд 7
На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших
дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия
в церковной практике начало появляться многоголосие.
Первые образцы полифонии :
имитационные,
контрапунктические
(cantus firmus- техника пения на основную мелодию),
бурдонные
( один выдержанный звук в основе).
Слайд 8Жанры полифонии:
канон,
органум ( подобие звучания),
мотет ( светский, mot- «слово»).
Большой
популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос
которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.
Порой это выглядело, как вызывающее озорство.
Слайд 9Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам.
Первые композиторы школы –
ЛЕОНИН (12
век)
и
ПЕРОТИН (13 век)
Слайд 10Изобретатель линейной нотации – ГВИДО (995-1050гг.)
из Ареццо.
Слайд 11После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую
повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в
европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.
Формируется камерная светская музыка.
Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.
Слайд 12Камерная светская музыка.
Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль,
Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер
Фогельвейде и др.
Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.
Канцона,
Альба,
Лид- лирические песни.
Слайд 13
Городские музыканты: шпильманы (Германия); гистрионы - музыканты-циркачи (Франция);
голиарды -
беглые монахи; ваганты - бродячие студенты университетов;
Менестрели - придворные музыканты.
Иная
сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов.
Слайд 14Выводы:
Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций.
На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных
переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.
Слайд 15Вопрос:
Что неверно на этом рисунке?
Ответ: Современная гитара.
Её не знали музыканты Средневековья.
Слайд 16СЛОВАРЬ
Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв.
Миннезингер
– (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец,
автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.
Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.
Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах
Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).
странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества
трубадура была любовная лирика.
Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия
труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.