Разделы презентаций


Музыкальная культура Кубани

Содержание

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств станицы Старомышастовской»муниципального образования Динской район «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»Разработчик: преподаватель теоретических дисциплинИЗУГРАФОВА Елена НиколаевнаСтаромышастовская 2016

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Музыкальная культура Кубани

Музыкальная культура Кубани

Слайд 3Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств станицы Старомышастовской»
муниципального образования

Динской район


«МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»

Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин
ИЗУГРАФОВА Елена Николаевна
Старомышастовская

2016

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств станицы Старомышастовской»муниципального образования Динской район «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»Разработчик: преподаватель теоретических

Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...4
2. Из истории……………………………………………………………………………..6
3. Народная музыка Кубани…………………………………………………………..23
4. Образ Родины

в казачьих песнях………………………………………………….28

СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка……………………………………………………………...42. Из истории……………………………………………………………………………..63. Народная музыка Кубани…………………………………………………………..234. Образ Родины в казачьих песнях………………………………………………….28

Слайд 5ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение регионального музыкального наследия является

весьма важной проблемой профессиональной подготовки кубанского преподавателя. Ранее региональный компонент

образования составлял 10-15% от общего федерального, сегодня же историческое прошлое, культурное наследие Кубани стали основой предмета «Кубановедение», введенного во всех кубанских школах. Региональный компонент введен и в учебные дисциплины музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств.
Презентация «Музыкальная культура Кубани» создана с учетом таких дидактических принципов как системность и доступность. Разработанное автором содержание обучения ориентировано на образование, воспитание и развитие личности обучающегося.
Учебный материал структурирован связно и логично. В нем отражено два направления:
изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции, систему их духовных ценностей;
изучение творческого наследия композиторов Кубани.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку она представляет собой систематизацию всей существующей на сегодняшний день информации о кубанской музыке, максимально освещая данную область, и предназначена именно для работы в детской школе искусств. Автором проведена серьезная работа по тщательной подготовке иллюстративного материала и фонохрестоматии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Освоение регионального музыкального наследия является весьма важной проблемой профессиональной подготовки кубанского преподавателя.

Слайд 6
Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих

станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на

сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков.
Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе

Слайд 7

ИЗ ИСТОРИИ…
Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии

и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры

(1811-1917 гг.).
Есаул И.И. Кияшко в книге «Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска» пишет: «Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют себе певческий и музыкантский хоры».

ИЗ ИСТОРИИ…Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий

Слайд 9

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В.

Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий

хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая.
Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).












Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова

Слайд 10Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был

Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом

войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре.
Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения как «Кантата памяти К.Д. Ушинского» и «Памятник» на стихи А.С. Пушкина.
Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг.

Слайд 11Григорий Концевич

Григорий Концевич

Слайд 12 С 1 января 1910 г. Войсковой

певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой

хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.
С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М.

Слайд 14Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву

принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С

именем А.Д. Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы «Фауст», «Трубадур», «Запорожец за Дунаем». Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования «Общества любителей изящных искусств». Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы.
Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму

Слайд 15 В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И. Шаляпин. Екатеринодарцы

имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие

цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно Ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца. Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый концерт «короля i споров» состоялся в Екатеринодаре в 1900 г. в здании второго общественного собрания (ныне гостиница «Краснодар»). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В. Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.

В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И. Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца.

Слайд 16Ф.И. Шаляпин

Л.В. Собинов

Ф.И. Шаляпин         Л.В. Собинов

Слайд 17 В 1913 г. в Екатеринодаре

с концертом выступил С.В. Рахманинов. «Собравшаяся многочисленная публика с истинным

наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой». На вызовы публики С.В. Рахманинов исполнил несколько произведений, из которых «Полька» впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов.
В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом

Слайд 18 С.В. Рахманинов

С.В. Рахманинов

Слайд 19 Имя другого знаменитого артиста

- Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не

только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.
Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева

Слайд 20В.П. Дамаев

В.П. Дамаев

Слайд 21Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях

жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил

сразу две роли - Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Радамеса в «Аиде» Д. Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета «Русское слово» писала об этом спектакле: «В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию».Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И. Шаляпин: «За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием».
Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907

Слайд 22В 1909 г. В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал

с русской оперой в гастрольное турне - Париж, Берлин, Лондон.

Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязани, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную, где давал концерты для земляков.
В 1909 г. В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне -

Слайд 23  НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный

вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями.

Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.
            НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ  Народные песни

Слайд 24 Освоение образцов фольклора может включать в себя различные формы его

воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов

танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, игры народных праздников. Поскольку учащиеся уже имеют некоторый певческий опты, можно обратить их внимание на характер кантилены кубанских песен, широкое дыхание, своеобразную манеру исполнения, связанную с особенностями условий проживания людей на Кубани: звучащая песня разливалась по бескрайней степи и была слышна даже в соседних станицах.

Слайд 25Линейные казаки
Линией принято называть ту самую оборонительную линию, которую строил

и укреплял на Кубани А.В. Суворов в 1777-1778 гг. Линейными

впоследствии стали называть донских казаков и всех тех выходцев из России, которые служили на кубанской земле или позже переселились сюда на постоянное жительство (в частях Екатеринодарского и Майкопского линейных отделов, в Кавказском, Баталнашинском и Лабинском). Песни этих русских людей стали называться «песнями линейных казаков». Исторические песни черноморских и линейных казаков отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелегкой  казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в  боях за российские земли.  Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе  женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.
Линейные казакиЛинией принято называть ту самую оборонительную линию, которую строил и укреплял на Кубани А.В. Суворов в

Слайд 26При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих

песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях

важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание.
С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.
При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что

Слайд 27


При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на

характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как

аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они

Слайд 28Образ Родины в казачьих песнях
«Ты,

Кубань, ты наша Родина» - одна из самых популярных народных

песен на Кубани, гимн Кубанской земли. При прослушивании в песне можно выделить восходящую квартовую интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее восходящее направление движения мелодии во фразах усиливает утвердительный, оптимистичный характер песни, ее пафос. В содержании песни подчеркивается, что поклон своей земле шлют ее сыновья, находящиеся в далеких странах «полуденных», в «турецкой стороне», но готовые постоять «за святую землю русскую». Можно предложить учащимся поговорить о содержании песни, текст которой (стихотворение Константина Образцова) был опубликован в 1915 г. в «Кубанском казачьем вестнике» и посвящен «казакам первого Кавказского казачьего полка в память боевой их славы». Стихотворение было написано в Турции на позициях действующих частей Кавказской армии и стало посланием любимой Родине из далеких турецких земель.
Образ Родины в казачьих песнях     «Ты, Кубань, ты наша Родина» - одна из

Слайд 30«Ой, тучки темны». Строевая песня о возвращении казачьего отряда из

похода.
«Ой, да вспомним, братцы, мы, кубанцы». Песня времен Великой Отечественной

войны о героическом сражении казачьих отрядов с фашистами. Песня носит балладно-повествовательный характер, неторопливо развертывается во времени, рассказывая о смелом командире, обещающем своим воинам не забыть помощь и братскую поддержку, оказанную ему в бою.
«За Кубанью, братцы, за рекою». Походная песня времен Гражданской войны о встрече казаков с войсками Буденного.
«Слетайтеся, чайки, до морю». Песня о событиях Гражданской войны, о битве казаков Четвертого Кубанского полка с интервентами в Забайкалье.
«Эсминец суровый на рейде стоял». Песня о событиях Великой Отечественной войны.

«Ой, тучки темны». Строевая песня о возвращении казачьего отряда из похода.«Ой, да вспомним, братцы, мы, кубанцы». Песня

Слайд 31«Ой, Расея, ты Расея» (другой вариант - «Ты, Россия, ты,

Россия, ты, Россиюшка моя. Про тебя, моя Россия, честь и

славушка легла»). Историческая песня о казаке Матвее Ивановиче Платове, атамане Донского войска, участнике боев Отечественной войны 1812 г. В песне описывается эпизод, связанный с посещением Платовым, переодетым купцом, тыла французов во время войны 1812 г.
«Я уезжаю на славный Кавказ». Походная песня линейных казаков о прощании казака, отправляющегося в поход, со своими близкими.
«Ой, да мы стояли на горе». Походная песня линейных казаков о возвращении на Кубань из похода.
«Ой, в саду вишенка цветет» (другой вариант - «Да в саду дерево цветет»). Строевая песня о проводах в поход молодого казака.
«Не с-под тучушки да ветерочки дуют». Протяжная песня о предстоящей службе гребенских казаков на Тереке. В песне в поэтичной форме воспроизводится диалог казаков с царем, который объявляет им о предстоящих переменах в их службе.
«Ой, Расея, ты Расея» (другой вариант - «Ты, Россия, ты, Россия, ты, Россиюшка моя. Про тебя, моя

Слайд 32Кубанцы участвовали в Отечественной войне 1812 г., Крымской военной компании

(1854-1855 гг.), в освобождении Болгарии от ига Османской империи (1877-1878

гг.), в русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне, и все эти события нашли отражение в песнях: «Про 1812 год», «Про Платова», «Словно соколы крылаты», «Ехал казак из войны». Кроме военных событий в строевых песнях отражены картины мирной лагерной службы, учебных походов, казарменного быта. Любили казаки петь шуточно-игровые песни с подпляской на ходу и лихим задорным посвистом. Порой их шутка, юмор приобретали сатирический оттенок, высмеивающий отрицательные стороны воинского быта казаков, произвол, самодурство старших чинов. С особым волнением воспринимаются песни о гибели воинов на поле брани от ран, полученных в бою.
Кубанцы участвовали в Отечественной войне 1812 г., Крымской военной компании (1854-1855 гг.), в освобождении Болгарии от ига

Слайд 33В чужих краях, на военной службе, как-то больше тянуло на

грустные мотивы. А вот уж когда возвращались домой, то веселье

и радость лились рекой. Воинов встречали всем обществом широко, хлебосольно, и музыканты с бандурами, гармошками, балалайками долго ходили за ними по пятам, напотешить их бравые душеньки песнями: «За Кубанью огни горят», «Из-за лесу, лесу копия, мечей», «Полно, братцы, вам, кубанцы», «Вспомним, братцы».
Даже самый краткий обзор военно-исторических песен говорит о том, что практически все важные исторические события, происходившие в России (не только на юге, но и на западе, и даже в Сибири), нашли поэтическое осмысление в песенном творчестве казачества.



В чужих краях, на военной службе, как-то больше тянуло на грустные мотивы. А вот уж когда возвращались

Слайд 34Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом

на события Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятнее всего, такая

событийность, насыщенность событиями и стала причиной вытеснения из бытования былин и эпических былинных песен, занимавших значительное место в казачьем репертуаре вплоть до начала XX века.
От военно-исторических песен как бы «ответвляются» военно-бытовые песни. Н.К. Пархоменко отмечает, что «в военно-бытовых песнях раскрываются характерные черты казачьего быта с его особым устройством, отражается социально-экономическая обстановка. Песни эти часто преисполнены лиризма и яркой эмоциональной насыщенности. Им присущи богатство и разнообразие приемов музыкально-поэтического развития, своеобразие и оригинальность композиции». Это такие песни, как «Вот скрылось солнце за горою», «Посадила розу», «Ой, тихо ехал над рекою», «Ой, как под грушей», «Ой, уж ты зоренька-зарница».
Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом на события Гражданской и Великой Отечественной войн.

Слайд 35Также Н.К. Пархоменко указывает, говоря об исторических песнях, на возможность

их исполнения как мужчинами, так и женщинами: «Так, военно-исторические и

военно-бытовые песни относятся, как известно, к типу мужской протяжной лирической песни с ее развитым подголосочным многоголосием, с четко обозначенными в нем функциями голосов: запевалой - «заводчиком», «голосниками», «подголосником», «дишкантом» или дискантом. Мужские и женские голоса в хоровой партитуре располагаются и функционируют в соответствии с их музыкальными способностями, техническими, регистровыми и другими возможностями певцов».
Обилие военно-исторических песен в казачьем песенном творчестве свидетельствует о преобладании чувства патриотизма в мировоззрении казака над остальными чувствами и настроениями.
Также Н.К. Пархоменко указывает, говоря об исторических песнях, на возможность их исполнения как мужчинами, так и женщинами:

Слайд 36Некрасовские казаки
Не могли не попасть на Кубань в 1688 г.

русские песни вместе со служивыми донскими казаками атамана Петра Мурзенко.

В песнях того времени воспевались походы, в которых искали вольной от царского гнета жизни отряды казачьих атаманов Ермака (1581-1585), Степана Разина (1630-1671), Кондратия Булавина (1660-1708) и его сподвижника Игнатия Некрасова (1660-1737), Емельяна Пугачева. Заметный след в истории заселения кубанского края русскими людьми оставили некрасовские казаки. Свое песенное богатство некрасовцы делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, служивые, песни беседные или компанейские (сюда входят и исторические песни), женские, свадебные, карагодные (хороводные), сердцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера). Это «Ой, воздолийка да далекого», «Не одна во поле дороженька» и многие другие. Жизнь в Турции, вдали от родной земли, наложила отпечаток на музыкальное наследие некрасовцев - многие песни, танцы насыщены упругими восточными ритмами, прихотливыми интонациями. Даже костюм некрасовцев заметно отличается от костюмов линейных и черноморских казаков.


Некрасовские казаки Не могли не попасть на Кубань в 1688 г. русские песни вместе со служивыми донскими

Слайд 37Все песни, связанные с военно-исторической и военно-бытовой тематикой, образуют особую

ветвь кубанского песенного фольклора - «мужскую» песню. Пение мужчин в

церковных и полковых хорах стало распространенным к концу XIX века и стало играть важную роль в музыкальной и концертной жизни края.
Женщины-казачки пели балладные, лирические, семейно-бытовые, свадебные, шуточные песни.
Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский хор (по ходатайству атамана Ф.Я. Бурсака) и певческий хор (стараниями К.В. Российского). В каждой станичной школе пение было обязательным предметом, и почти в каждой православной церкви имелся свой церковный хор.
36 воинских частей Кубанского казачьего войска имели оркестры. В 1889-1895 гг. в Екатеринодаре работал общественный кружок любителей музыки. Многие родители стремились учить детей играть на музыкальных инструментах. Помочь в этом взялся известный общественный деятель Кубани, любитель-музыкант, собиратель казачьих песен Аким Дмитриевич Бигдай (1855- 1937 гг.). В 1897 г. он организовал и возглавил кружок любителей музыки.
Все песни, связанные с военно-исторической и военно-бытовой тематикой, образуют особую ветвь кубанского песенного фольклора - «мужскую» песню.

Слайд 38А.Д. Бигдай

А.Д. Бигдай

Слайд 39Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской

Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог.

С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер,

Слайд 40Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь,

сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

Представители музыкальной культуры Кубани:  А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен,

Слайд 42М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

М. Богуславский  – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

Слайд 43А.Н. Дроздов (1883-1950)- композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального

училища Екатеринодара.

А.Н. Дроздов (1883-1950)- композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Слайд 44Г.М. Концевич (1863-1937)- хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент

Кубанского казачьего хора.

Г.М. Концевич (1863-1937)- хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

Слайд 46А.С. Пивень (1872-1962) – казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского

народного творчества.

А.С. Пивень (1872-1962) – казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Слайд 47Черноморские казаки

30 июня 1792 года особой

грамотой Екатерины Черноморскому казачьему войску были пожалованы земли между Кубанью

и Азовским морем. Екатерина согласилась отвести казачьему войску эти земли для поселения с таким расчетом: прекратятся казацкие бунты, время от времени вспыхивавшие в Запорожской Сечи, еще один источник беспокойства будет ликвидирован. Но не только это волновало императрицу. К тому времени между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Россия расширила свои владения и получила господство над Керченским проливом. Нужно было как можно скорее заселять новые земли, осваивать их, и, что самое главное - охранять. Обычные поселенцы могли бы с этим не справиться, для этого необходима строгая воинская дисциплина, умение воевать и постоянная поддержка боевой готовности - слишком уж много недружелюбных соседей окружали российский юг. И после визита Антона Головатого в Царское Село казаки начали готовиться к переселению.

Черноморские казаки    30 июня 1792 года особой грамотой Екатерины Черноморскому казачьему войску были пожалованы

Слайд 48Переселение на кубанские земли осуществлялось для казаков довольно болезненно. Дальняя

дорога, примитивный транспорт, минимальный объем самого необходимого - нередко все

это становилось причинами болезней или даже смерти членов семей казаков. Недаром любой переезд народная мудрость всегда сравнивала с пожаром - слишком уж велики были потери. Какие документы смогут отразить ту боль, которую испытывает человек, когда его заставляют покидать обжитые места, которые он всю жизнь считал своей Родиной? Все эти события нашли самое непосредственное отражение в протяжных песнях черноморских казаков. Тяготы переселения не сломили казаков, их веры в жизнь. На новые земли они, насколько это было возможно, принесли с собой то, что окружало их в былой жизни. Строя новую жизнь, казаки старались сделать ее похожей на ту, которая осталась далеко. Вот как пишет об этом известный историк И.Д. Попко: «Черноморцы говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. Настолько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, жениханье на вечерницах, и выбеленный угол хаты, и гребля с зелеными вербами, и вол в ярме, и конь под седлом – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украине гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого… Так, старая песня гетманской Украины живет неразлучно с поколениями народа, перенесшего своих пенатов с Днепра на Кубань, и звучит она тысячеустной повестью о славных делах и высоких качествах праотцов в завет правнукам, далеко ушедшим от предковских могил…»
Переселение на кубанские земли осуществлялось для казаков довольно болезненно. Дальняя дорога, примитивный транспорт, минимальный объем самого необходимого

Слайд 49Можно отметить ряд различий в костюме черноморских и линейных казаков.

У черноморцев преобладала одежда запорожского образца, привезенная из Украины -

синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который был надет кафтан красного цвета. Единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна - была утверждена в 18-м году. Этого образца придерживаются сегодня и фольклорные коллективы, исполняющие народные танцы и песни, что позволяет им передать национальное своеобразие и неповторимый колорит украинского фольклора. Возможно, что основой хореографических постановок стали более ранние образцы фольклора черноморцев (1-й пол. XIX в.), потому что унификация казачьей формы черноморцев и линейцев внесла свои коррективы в танцевальное творчество. К примеру, движения вприсядку в узких шароварах и черкеске (утвержденные в середине XIX века) будут смотреться совсем иначе, чем в широких шароварах и кафтане запорожского образца 1-й пол. XIX в.
Причины такой унификации интересно объясняет И.Д. Попко: «Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он (казак - Е.П.) усвоил себе живость и удаль своего противника». Свободная одежда в новых климатических и географических условиях, возможно, мешала резким и точным движениям, так необходимым при военных действиях.
Можно отметить ряд различий в костюме черноморских и линейных казаков. У черноморцев преобладала одежда запорожского образца, привезенная

Слайд 50Более того, изменения в костюме были еще и частью боевой

тактики запорожцев, часто принимавшими одежду, вооружение и внешность своих недругов.

Когда-то, еще в Сечи, во время конфликтов с татарами, как отмечает И.Д. Попко, «запорожцы одевались, вооружались, седлали коней и даже брили себе голову как крымские татары. Чтобы стать барсами для крымских гиен, они подходили к ним хамелеонами».
В результате изменений в форме и черноморцы, и линейцы стали носить одинаковую форму, состоящую из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, к которым зимой добавлялись бурка, папаха и сапоги. Характеризуя мундир черноморцев, И.Д. Попко отмечает, что в этом мундире соединились для черноморского казака его прошедшее и настоящее: кунтуш гетманской Украины и боевой наряд Кавказских гор.
Наряд казачек состоял обычно из юбки и кофточки, непременной принадлежностью которых были рюши и оборки, подчеркивавшие стройную фигуру. Интересно, что в костюме казачек отсутствует сарафан, встречающийся практически во всех регионах России: и в средней полосе, и на Севере.

Более того, изменения в костюме были еще и частью боевой тактики запорожцев, часто принимавшими одежду, вооружение и

Слайд 52Черноморцы - название, введенное в русский официальный обиход для

бывших днепровских казаков после изгнания

их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя «запорожские казаки» было изъято из употребления распоряжением правительства. За успешное участие в русско-турецких войнах по указу Екатерины II от 10 января 179О года бывшие запорожские казаки, жившие между Южным Бугом и Днестром, получают название «Верное Войско Черноморское», а казаков этого войска называют «черноморцами».
В 1792 году жалованной грамотой Екатерина II разрешает черноморским казакам переселиться на новые земли «...в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка...». «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». 25 августа 1792 года первые черноморцы высадились на Таманском берегу и стали заселять указанные земли. Черноморцы и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков запорожцев.
Смелый, независимый характер украинских и русских казаков сыграл положительную роль в освоении, благоустройстве малообжитого, беспокойного края. Кавказские племена недружелюбно встречали новых поселенцев. Однако они скоро поняли, что перед ними появились люди крепкой воли, энергии, выносливости, равные им по мужеству, воинским доблестям, не терпящие насилия над собой.
Черноморцы - название, введенное в русский официальный обиход  для  бывших днепровских  казаков  после

Слайд 53Такими же удалыми были их песни, зазвеневшие у таманских, кубанских,

лабинских и терских берегов, над сторожевыми линиями, кордонами, куренями, станицами;

над степным раздольем и вершинами скалистых гор. Разве могли забыть казаки о песнях своих боевых предков, где так ярко выразились их смелость, вольнолюбие, их история и многотрудная ратная жизнь? И когда ехали они походным строем вдоль реки Кубани, разве не вспоминались им в песнях имена Байды, Нечая, Морозенко, Богуна и других героев Запорожья? Это такие песни как «А вжэ лит бильшэ двисти», «Гэй, ще солнце нэ вставало», «Ой на гори, тай жнэци жнутъ», «Дарувала нам царыця», «Виють витры». Помимо суровых военных песен, в войсковых поселениях исполнялись лирические, семейно-бытовые, обрядовые, хороводные, шуточно-плясовые песни. Судьба свела украинцев и русских вместе, сблизила между собой и постепенно превращала их в кубанцев, единых во всех формах хозяйственной, военной и духовной жизни. Процесс сближения двух национальных культур в области труда, быта, языка, искусства шел медленно, но прямо и органично. В ходе переселения на Кубань довольно часто русские селились в черноморских станицах, а украинцы -в линейных. Их общение между собой было настолько тесным, что стал вырабатываться кубанский разговорный диалект, состоящий из украинских и русских слов.

Такими же удалыми были их песни, зазвеневшие у таманских, кубанских, лабинских и терских берегов, над сторожевыми линиями,

Слайд 54То же самое произошло и с песней. Нередко она приобретала

черты смешанного русско- украинского фольклора как в тексте, так и

в мелодии произведения. Сближение русских и украинских песен происходило интенсивным образом, чему в значительной мере способствовали общность их текстовых, интонационных истоков, выросших, как известно, из одной благодатной почвы, имя которой - песенное искусство Киевской Руси. Это обстоятельство, безусловно, помогло органичному слиянию двух родственных песенных культур. Этот процесс, длительный по времени и сложный по эволюции, развивался под определенным воздействием кавказского военного быта казаков. Вот что по этому поводу говорит замечательный кубанский поэт-фольклорист И.Ф. Варавва: «...Эти своеобразные условия быта наложили свой почерк и на черноморскую песню. Она стала четкой, краткой, предельно действенной».
Походные песни: «Засвысталы козаченькы», «Ой, на гори та й жнэци жнуть». Слушая эти песни, мы сопереживаем вместе с казаком, отправляющимся на войну, за его мать и дивчину. Встают перед нами славные образы Дорошенко, Сагайдачного, Кухаренко... Перед нами само Время.
То же самое произошло и с песней. Нередко она приобретала черты смешанного русско- украинского фольклора как в

Слайд 55Военно-бытовые песни - «Ой, галочкы-чубарочкы»; «Дарувала нам царыця». В военно-бытовых

и походных песнях запечатлен удалой казачий дух. В них прославляются

доблесть, отвага, мужество, сыновняя любовь к родной земле, боевое товарищество, воля. Лирические песни - одно из высших достижений духовной культуры народа. Они живут в народе во множестве жанровых разновидностей: календарные, обрядовые, свадебные, плясовые, семейные, плачи, причитания, величальные, заклинания...
«Ой, при лужку» - эта жизнерадостная песня мужской половине импонировала не только волевой и энергичной музыкой, но и тем, что в ней воспевалась не сабельная рубка вражеских голов, а победа казака совершенно на ином фронте. «Ой ты, зоренька вечерняя» - эта песня уносит в мир светлой любви и счастья. А сколько на Кубани шуточно-бытовых песен… Кто из нас не знает песню «Варэнычки»? К веселым бытовым относится песня «Дыня и сало». К свадебным обрядовым – песня «Приехал к нам незнакомый гость». А щедровки, колядки, частушки, танцевальные припевки! Да разве их все перечислишь?
Н.В. Гоголь писал: «Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа».
Военно-бытовые песни - «Ой, галочкы-чубарочкы»; «Дарувала нам царыця». В военно-бытовых и походных песнях запечатлен удалой казачий дух.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика