Слайд 1
Сибири
Музыкальная культура
Сибири.
Слайд 2Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических
памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены
в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол,Кара-Бом, Страшная), Иркутской области(Еланцы), Тувы
(Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»).
Слайд 3Горный Алтай:Усть-Канская
пещера.
Слайд 5 В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты)
некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа)
Слайд 7Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири
(бубен, флейта, варган и другие).
Слайд 9Музыкальные культуры коренных этносов ( Алтайская…, Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская
музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу,
имеют индивидуальный облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.
Слайд 10Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказания объемом до нескольких тысяч
строк, которые поются целиком или фрагментами на один или несколько
напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопениями. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.
Слайд 15К середине XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы музыкального
образования. В военных школах и гимназиях обязательными предметами были пение
и «танцевание», игра на музыкальных инструментах. Наибольшее значение имело музыкальное образование в духовных учебных заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражданского музыкального образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному институту в Иркутске.
Слайд 17Исключительную роль в обогащении сибирской музыкальной жизни этого времени принадлежала
местной и приезжей интеллигенции, образованным чиновникам, ссыльным полякам и декабристам.Одаренным
музыкантом был С. Шашков (отец историка и публициста С.С. Шашкова) — регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Девичьем институте в Иркутске.
Слайд 18Шашков Серафим
Серафимович.
Регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и
преподаватель пения (1845-54?) в Девичьем институте в Иркутске.
Слайд 19Значителен вклад в развитие музыкальной культуры Сибири композитора А.А. Алябьева в
1828-32 ссылку в Тобольске. Его активность стимулировала творчество местных поэтов,
композиторов, исполнителей.
Слайд 20«вывел» музыкальное искусство из салонов на концертную эстраду и значительно
расширил слушательскую аудиторию. Некоторое время Алябьев руководил также духовым оркестром
Омского казачьего войскового училища и, по отзывам современников, довел его уровень до «замечательного совершенства».
А.А.Алябьев
Слайд 21Исключительной по масштабам и значению являлась музыкально-общественная деятельность декабристов в
Сибири. В их среде были такие исполнители, как П.Н. Свистунов,
А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супруги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и другие. В самых разных формах выражалась помощь декабристов музыкальным учреждениям и организациям региона. Волконская в Иркутске принимала участие в работе хора Девичьего института. В Тобольске Свистунов возглавил хор церковных певчих и создал оркестр, струнный квартет и фортепианное трио — коллективы, требующие высокой музыкальной культуры.
Слайд 22А.П. Юшневский,
П.Н.Свистунов.
М.Н. Волконская
Слайд 23 В первой половине XIX в. зарождается «уличная» музыкальная жизнь.
В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и других городах в местах
общественных гуляний пели хоры, играли оркестры, давались представления народных драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Музыкальная жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных.
Слайд 24Электронные ресурсы
http://bsk.nios.ru/enciklodediya/muzykalnaya-kultura-sibiri
http://www.novosibirskgid.ru/nature/cave/grot-dvuglazka.html