Слайд 1«Прошедшее –
в настоящем»
Внеклассное занятие по музыке для учеников 7-8 классов.
Подготовлено
учителем Кочкиной И.В.
5klass.net
Слайд 2Цель занятия: попытка раскрытия личности Б. Годунова через интеграцию
истории, литературы и музыкального искусства.
Задачи:
1. Раскрыть некоторые особенности
личности Б.Годунова средствами интеграции.
2. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи.
3. Показать, как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».
4. Подчеркнуть многогранность человеческой натуры в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.
Слайд 3Пролог
Задача: настроить ребят на философские размышления о том, что значит:
«Прошедшее – в настоящем».
Содержание: Ребята говорят о том,
как понимают тему занятия. Учитель просит о том, чтобы ребята не только задумались над тем, как часто события, ситуации, проблемы прошлого повторяются вновь, уже на новом историческом уровне, но и задумались о том, какой многогранной может быть личность отдельного человека, и как непросто порой понять ее. Мы попытаемся сделать это на примере судьбы Бориса Годунова.
Слайд 4I действие
Задача: показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова разными
историками в разные исторические эпохи.
Содержание: Знакомство с высказываниями разных историков
о личности и правлении Б.Годунова, суметь проанализировать данные высказывания, дать им оценку.
Слайд 51. «Россия, лишенная в нем (Борисе) царя умного и попечительного,
сделалась добычею злодейства на многие лета. Но имя Годунова, одного
из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было, и будет произноситься с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия, издыхающего под ножом убийц,.. видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам- доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и богом… Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на него святоубийцею?» Н.М.Карамзин.
Слайд 62. «Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в
свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей
и сделал много других достохвальных вещей. Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались». Рассказы русских летописей IV – XVII вв.
Слайд 73. «Борис, ревностный наблюдательвсех уставов церковных и правил благочиния, трезвый,
воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример в жизни семейственной,
супруг, родитель нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну, которого он любил до слабости…» Н.М.Карамзин.
Слайд 84. «Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести:
все безмолвствует вокруг древнего гроба!.. Что, если мы клевещем на
сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летопись бессмыслием или враждою?» …» Н.М.Карамзин.
Слайд 9II действие
Задача: Показать отношение А.С.Пушкина к личности Б.Годунова и как
раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».
Содержание: раскрытие
трагедии личности Б.Годунова через отношение А.С.Пушкина в одноименной трагедии и через соприкосновение с музыкой М.П.Мусоргского.
Слайд 11
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Скорбит душа».
Слайд 12
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
Слайд 13
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Сцена у собора Василия Блаженного.
Слайд 14
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Сцена с курантами.
Слайд 15Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова.
Слайд 16Эпилог
Задача: сделать обобщение, выводы по теме занятия, высказать свое отношение
к личности Бориса Годунова.
Содержание: ученики говорят о том, как они
через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. («Прошедшее – в настоящем».)
Слайд 17
«В рассказе историка фигура
царя Бориса рисовалась
такой могучей,
интересной.
Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромной
силой воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право… Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, - зря погубил Годунова!»