Слайд 1Современный урок музыки
Инновационные формы работы на уроках музыки
Слайд 2Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства,
показатель его
кругозора и эрудиции.
В.А.Сухомлинский.
Слайд 3
ЦЕЛЬ
современного музыкального школьного образования:
«Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части
духовной культуры»
Слайд 4ЗАДАЧИ
современного музыкального школьного образования:
развитие сознания, музыкального мышления детей;
развитие эмоциональной сферы
обучающихся;
развитие волевой, активной
стороны личности, связанной
с освоением различных видов
деятельности.
Слайд 5ПРОБЛЕМЫ
современного музыкального школьного образования:
использование комплексного подхода в преподавании на основе
взаимодействия различных видов искусства;
внедрение новых образовательных технологий;
использование инновационных форм работы;
использование
современных методов музыкального воспитания;
использование принципов художественной дидактики.
Слайд 6Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой,
его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Слайд 7Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором
должны быть решены следующие триединые задачи:
Образовательная - вооружить учащихся системой
музыкальных знаний умений и навыков.
Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы.
Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Слайд 8Психолого-педагогические особенности учащихся:
По характеру учебной мотивации
У учащихся класса преобладает
эмоциональная и познавательная мотивация в обучении
По сформированности навыков учебной деятельности
У
большинства учащихся наблюдается высокий уровень сформированности учебных навыков. Они в основном понимают содержание материала, способны к самостоятельному анализу, и исправлению ошибок.
Слайд 9Особенности эмоционального восприятия
Ученики эмоционально правильно принимают материал в полном объеме
, способны анализировать музыкальный материал, а также самостоятельно разбирают его
гармоническую структуру и способы развития мелодии
По уровню волевого развития и концентрации внимания
В целом учащиеся могут быть охарактеризованы, как класс с высокой степенью работоспособности. У большинства учащихся хорошо развито произвольное внимание, быстрое включение в работу.
Слайд 10По особенностям поведения в процессе учебной деятельности
Практически все учащиеся способны
регулировать свое поведение на основе требований учителя. Но есть учащиеся
нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя. Отличительной особенностью данного класса является интерес к изобразительности в музыке. Они внимательно слушают, а также активно участвуют в обсуждении музыкальных фрагментов.
Слайд 11Ожидаемые результаты освоения программы:
Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений;
Формирование у
школьников художественно-эстетического вкуса, любви к музыке;
Умение анализировать музыкальный материал;
Способность к
контролю и самоконтролю;
Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Слайд 12Инновационные формы работы на уроках музыки:
Технология развивающего обучения (проблемное изложение
учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)
Технология развития критического
мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами)
Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов)
Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)
Слайд 13Типы уроков:
Уроки овладения новыми знаниями
Уроки формирования и усвоения умений и
навыков
Уроки обобщений и систематизации знаний
Уроки повторения, закрепления знаний, умений и
навыков
Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины
Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач
Слайд 14Методы обучения:
Методы передачи учебной информации:
Словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.)
Наглядные
(демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.)
Практические (упражнения, исследования и т.д.)
Методы
организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности
Методы освоения учениками нового материала:
Иллюстративно-объяснительные
Репродуктивные
Проблемного изложения
Частично-поисковые
Исследовательские и т.д.
Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.)
Практические (упражнения, исследования и т.д.)
Методы характеризующие мыслительные операции:
Индуктивные (от частного к общему)
Дедуктивные (от общего к частному)
Традуктивные (не меняя уровня обобщения)
Слайд 15Методы обучения:
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования мотивов интереса
к учению:
Познавательные игры
Учебные дискуссии
Неожиданность
Занимательность
Создание ситуаций новизны, успеха
Методы стимулирования мотивов долга,
сознательности, ответственности:
Убеждение
Требование
Приучение
Поощрение
Методы музыкального воспитания:
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
Метод сравнительного анализа
Метод эмоциональной драматургии
Проблемно-поисковый метод
Слайд 16Методы обучения:
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности
Устные или письменные
Фронтальные, групповые,
индивидуальные
Итоговые или текущие
С применением компьютеров и других ТСО или без
них
Слайд 17Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
Пение
Импровизация
Голосовые игры
Речевые упражнения
Словесное высказывание о
музыке
Интересный подбор музыкального материала
Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки
при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.
Создание рисунков, раскрашивание
Графическая звукозапись
Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.
Инсценирование
Игра на музыкальных инструментах
Слайд 18Принципы художественной дидактики:
Увеличение объема репертуара
Увеличение теоретической емкости урока
Насыщенность урока музыкальным
звучанием
Отход от репродуктивного уровня к творческому
Принцип эмоционально-ценностного развития
Слайд 19Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Слайд 20Система знаний и умений:
Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных
жанров (опера, балет, мюзикл);
Знания о составе симфонического оркестра;
Знание о многообразии
тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра;
Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.);
Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.
Слайд 21Список литературы:
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Осеннева М.Е.,
Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Слайд 22Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Самин
Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Кленов А. «Там, где музыка
живет», М., Педагогика, 1986г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Песенные сборники.
Слайд 23Интернет-ресурсы:
http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg