Слайд 1Презентация
«Жизнь и творчество» М. П.Мусоргского
Выполнила Преподаватель Сорокина И.А.
2019 год
Слайд 3Мусоргские (Мусогорские) - русский дворянский род, происходящий от князей Смоленских
(Рюриковичи): Роман Васильевич Монастырев, по прозвищу Мусорга, был родоначальником Мусоргских.
Петр
Иванович Мусоргский был воеводою в Старице (1620). Из этого рода происходил знаменитый композитор Модест Петрович Мусоргский.
Род Мусоргских внесен в VI часть родословной книги Псковской губернии.
Слайд 4С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским
и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно
в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было.
Слайд 5В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной
подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти
три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда.
Слайд 6Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских
композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под
влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс
«Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией.
Слайд 81868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым», и в
1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу
отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке.
Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы.
Слайд 9Большую творческую удачу композитору принес — фортепианный цикл «Картинки с выставки»,
созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки В. Гартмана.
Слайд 11В период создания Картинок с выставки» умирает давний друг композитора
Надежда Петровна Опочинина, в которую Модест , по-видимому, был тайно
и сильно влюблен.
Слайд 13Вывод:
Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор,
искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже
его близкий друг Римский- Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович.