Слайд 1Презентация занятия по музыкальной литературе
1 курс
Жизненный и творческий путь
К. М.
Вебера
Опера «Вольный стрелок»
Подготовила преподаватель МВМУ Стрелкова М. В.
Слайд 2Карл Мария фон Вебер
(1786-1826)
Композитор, дирижер,
блестящий пианист,
общественный деятель,
талантливый публицист,
основоположник немецкой
романтической оперы.
Слайд 3В раннем возрасте увлекался живописью и музыкой.
1798 год – Вебер
становится учеником Михаэля Гайдна (младшего брата Йозефа Гайдна) по теории
и композиции.
В 14 лет Вебер – автор нескольких сонат для фортепиано, вариаций, камерных сочинений, мессы и первой оперы «Сила любви и ненависти», значительного количества песен, кроме того был превосходным певцом.
Слайд 4Ранние оперы Вебера – все написаны в форме зингшпиля, заметно
тяготение к фантастике.
1803 год – Вебер становится учеником аббата Фоглера
(ученика знаменитого падре Мартини из Болоньи).
1804 год – Вебер получает место капельмейстера в Бреславле.
До 1810 года - служба в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского.
Слайд 5 Вебер организует вместе с учениками Фоглера организует «Гармоническое общество».
Задачи общества – взаимная поддержка, продвижение произведений пропагандой и критикой
в печати.
Особенно высоко Вебер ценил музыку французских композиторов: Керубини, Мегюля и Гретри.
1813-1816 гг. Вебер – руководитель оперного театра в Праге.
Слайд 6Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера – вершина творчества
композитора.
Лучшие фортепианные и оперные произведения – сонаты, «Приглашение к танцу»,
оперы: «Freischütz» («Вольный стрелок), «Эврианта», «Оберон».
Слайд 7Опера «Вольный стрелок»
Замысел «Вольного стрелка» возник в 1810 году, первая
постановка состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре,
под управлением автора.
Успех оперы превзошел все ожидания, мелодии из «Вольного стрелка» стали напевать на улицах.
Иоганн Фридрих Кинд – автор либретто оперы «Вольный стрелок».
Слайд 8Либретто
Сюжет оперы «Вольный стрелок» воспроизводит в основных чертах 1-ю новеллу
«Книги призраков», изданную немецкими писателями Августом Апелем и Фридрихом Лауном.
В новелле Апеля широко использованы мотивы старинных немецких и чешских народных преданий о Черном охотнике.
Главное отличие либретто от первоисточника: В конце повести Апеля невеста (Агата) убита, жених (Макс) сходит с ума. В опере все заканчивается благополучно, совершается чудо, сила добра побеждает.
Слайд 9По словам Вебера в основе «Вольного стрелка» 2 главных элемента:
жизнь
охотников
господство демонических сил, олицетворенных Самиелем.
Их противопоставление дано уже в увертюре.
Главный
принцип драматургии – принцип контраста.
Контраст в чередовании: актов, картин, сцен, номеров, образов героев (Килиан -Каспар; Агата - Энхен).
Слайд 10Контраст:
народно-бытового начала и фантастического;
духовного и демонического.
! Возникновение нового романтического
героя в опере (многоплановость, богатство психологического содержания).
! Намечен принцип непрерывного
развития музыкального действия, развитый в «Эврианте».
! Новый тип увертюры – по сути программная поэма. Берлиоз назвал ее - «царица всех увертюр».