Слайд 1Административно-правовой статус гражданина
Слайд 2
Административно-правовой статус определяет правовое положение гражданина Российской Федерации в сфере
исполнительной власти и государственного управления и является частью общего правового
статуса, который регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве РФ».
Слайд 3
Правовой статус - сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей
человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру правового
статуса входят следующие элементы: права, свободы, обязанности, юридическая ответственность, гарантии.
Слайд 4
Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей
и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права.
Слайд 5
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием и объёмом его административной правосубъектности,
включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
Слайд 6Административная правоспособность
Реальная возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности,
установленные административно-правовой нормой.
Слайд 7
Основополагающим в системе административной правоспособности является провозглашенный Конституцией принцип равенства.
Граждане Российской Федерации обладают равными правами и свободами независимо от
пола, национальности, происхождения, убеждений и т.д.
Слайд 8
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с
его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема, она
может быть временно ограничена.
Слайд 9Административная дееспособность
Способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять
возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации исполнительной власти
(государственного управления).
Слайд 10Особенности административной
дееспособности граждан
момент её наступления законом не установлен, но
возникает ранее, чем любой иной вид дееспособности.
Примеры прав и обязанностей
малолетнего ребенка:
право на обращение за медицинской помощью, право на обращение к сотрудникам милиции, право на посещение детских дошкольных образовательных учреждений,
обязанность соблюдать правила противопожарной безопасности и т.д.
Слайд 11
Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта,
затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности
и полная - по достижении гражданином 18-летнего возраста.
Слайд 12Административная деликтоспособность
Способность гражданина нести гражданско - правовую ответственность за вред,
причиненный его противоправными действиями.
Слайд 13Права граждан как элементы административно-правового статуса
В статье 31 К РФ
закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.»
Слайд 14
Право это предоставляется только гражданам России. Организатор подает письменное
уведомление о проведении публичного мероприятия в органы гос. власти субъекта
или в органы мест. самоупр. В срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия.
Слайд 15
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться
позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие
порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут адм. ответственность по статье 20.2 К РФ об адм. правонарушениях.
Слайд 16Статья 27 Конституции РФ закрепляет:
право на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
Закон Российской Федерации от
25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Слайд 17Право на свободу передвижения
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации
Обязанность регистрироваться по месту жительства
и месту пребывания
☝Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Слайд 18Часть 2 статьи 27 К РФ провозглашает:
право свободного выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
Федеральный закон от
15 августа 1996 г. 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
Слайд 19Основные документы, удостоверяющие личность:
Паспорт;
Дипломатический паспорт;
Служебный паспорт;
Паспорт моряка.
Слайд 20Ограничение права граждан РФ на выезд из Российской Федерации:
при допуске
к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к
государственной тайне (на срок до 5 лет, может быть продлен до 10 лет);
в случае призыва на военную службу или направления на альтернативную гражданскую службу (до окончания службы);
при задержании по подозрению в совершении преступления либо привлечении в качестве обвиняемого (до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда);
Слайд 21
при осуждении за совершение преступления (до отбытия (исполнения) наказания или
до освобождения от наказания);
при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом
(до исполнения обязательств);
при сообщении заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из Российской Федерации (до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы).
Слайд 22Статья 30 К РФ закреплено:
Право граждан на объединение.
В соответствии
с Фз от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»
они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями, членами и участниками могут быть граждане, достигшие 18 лет.
Слайд 23
Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников общ.
Объединений:
Для молодежных общ. Об. – 14 лет;
Для детских общ. Об.
– 10 лет.
Общ. Об. Может не регистрироваться, а может быть и зарегистрировано, т.о. оно включается в Единый гос. Реестр юридических лиц.
Документы подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда или общего собрания.
Слайд 24Юридические гарантии защиты прав граждан:
Конституция РФ сформулировала общие ценностные подходы
к охране и защите прав человека. В соответствии со статьей
46 К РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод…»
Слайд 25
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 N 4866-1 «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан». Этот закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан России.
Можно обжаловать как нормативные акты, так и индивидуальные. Статья 6 закона предусматривает, что рассмотрение жалоб в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства.
Слайд 26
Гражданин может обратиться в суд, если гос. органы, органы местного
самоупр., учреждения своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы
гражданина; создали препятствия осуществлению его прав и свобод; незаконно возложили на него какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности.
Слайд 27
Заявление или жалоба подается либо непосредственно в суд, либо в
вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т.е. предусматривается возможность выбора первоначального
пути обжалования.
При обжаловании актов индивидуального характера(отказ в регистрации общест. объединения) заявление подается по месту жительства гражданина, также по месту нахождения органа(должностного лица), чьи действия обжалуются.
Слайд 28
Заявление рассматривается в суде в течение 10 дней.
Наряду с судебным
существует также административный порядок обжалования. К РФ в статье 33
закрепило право граждан на обращение с жалобой в орган государственной власти органы местного самоуправления на незаконные действия (бездействие) или решения субъектов исполнительной власти.
Слайд 29
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений в
органы исполнительной власти является Федеральный закон от 2 мая 2006
г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Слайд 30
Жалоба – это просьба граждан о восстановлении или защите его
нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или
интересов других лиц.
Путем подачи жалобы он реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав.
Слайд 31Порядок подачи жалобы:
Подается либо в устной или письменной форме;
Подается вышестоящие
инстанции по отношению к той, чьи действия обжалуются;
Если неправильный адресат
жалобы, обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить;
Рассматривается в течении 30 календарных дней со дня регистрации.
В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина.
Слайд 32
Право граждан на обращение с жалобой к Уполномоченному по правам
человека.
ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный по правам человека призван осуществлять на территории РФ контроль за соблюдением прав и свобод человека.
Слайд 33
Жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения 1 года
со дня нарушения прав и свобод.
Слайд 34По результатам рассмотрения жалобы:
Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением
в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием)
государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица
Слайд 35
Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного
или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица,
в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина.
Слайд 36
Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего
в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда
либо постановления судьи
Слайд 37
Ходатайство Уполномоченного должно быть рассмотрено в течение месяца и сообщено
Уполномоченному о принятых мерах.
Ежегодно Уполномоченный представляет доклад о положении дел
в стране с правами человека Совету Федерации и Гос. Думе ФС РФ.
Слайд 38
Кроме того, он направляет свой доклад Президенту РФ и высшие
судебные инстанции.
Ежегодные доклады подлежат обязательному опубликованию.