Слайд 1ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
ТЕРЕХОВА
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
ГОУ РТ школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла
Слайд 2Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца
отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный).
Роль семьи
Слайд 3Причины неудач в общении
отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно
отстраненное отношение к ним, неумение общаться;
неразвитые культура чувств и социальный
интеллект, недостатки полоролевого развития;
у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;
низкая самооценка, неуверенность в себе
Слайд 4Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества
в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Слайд 7Цели обучения этике
овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения
в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования,
для социализации воспитанников школы-интерната;
интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
Формирование представлений о законах этики, об этике как методе познания действительности;
Формирование представлений об этике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.
Слайд 8Цели программы
Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование
здоровых установок и навыков ответственного поведения для социализации воспитанников школы-интерната
Слайд 9Формирование нравственно-этической культуры воспитанника – довольно широкое и ёмкое понятие,
оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с
самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.
Слайд 10Задачи курса
Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации об этике человеческих отношений,
способствование увеличению знаний воспитанников путем обсуждения проблем, связанных с общением.
Формирование у воспитанников мотивационной сферы этического поведения.
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению воспитанников понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить воспитанников эффективно общаться, делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Воспитывать стремление к самовоспитанию.
Слайд 11Структура курса этики человеческих отношений
5 класс - развивают навыки общения,
познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты
характера: страх, боязнь
6 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность.
7 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание.
8 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие.
9 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.
Слайд 14Человек среди людей
(5-7 классы)
Средства общения. Внимание к людям. Умение
слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости.
Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность.
Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения.
Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.
Слайд 15Роскошь человеческого общения
(8-9 классы)
Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить
след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит?
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она.
Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло.
Умей познать другого.
Слайд 16Самовоспитание (5-7 классы)
Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода.
Учимся вежеству.
Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных..
Познай
себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.
Слайд 17Дружба и любовь (8-9 классы)
Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье
жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба.
Достоинство.
Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство.
В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь – величайшая ценность.
Слайд 18Ответственность (5-7 классы)
Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за
свои поступки. Самовоспитание.
Слайд 19Ответственность (8-9 классы)
Свобода и ответственность. Преступление и наказание. Законы и
правила.
Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого.
Свобода
и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила.
Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?
Слайд 20Полезные и вредные привычки
(5-7 классы)
Полезные и вредные привычки.
ПАВ.
Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты.
Тревожность. Как
преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления?
Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.
Слайд 21Вредные и полезные привычки
(8-9 классы)
Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в
чем опасность? Осторожно, наркомания!
Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли
прожить без алкоголя?
Слайд 22Здоровье (5-7 классы)
Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье?
Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого
я несу ответственность? Вперед к здоровью!
Слайд 23Здоровье (8-9 классы)
В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое
здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.
Слайд 24Методы достижения поставленных целей и задач
Слайд 25Комбинация традиционных и групповых методов обучения
Слайд 26Мозговой штурм
Групповая дискуссия
Ролевое моделирование
Проблемное обучение (научное творчество,практическое творчество, художественное творчество)
Активные
методы обучения
Игровые технологии
Групповые технологии (КТД)
Слайд 27Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе
обучения этике человеческих отношений и в воспитательной работе в условиях
школы-интерната просто необходимо.
В связи с тем, что специальных учебников по этике нет, при изучении курса учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации: литературой, интернетом, средствами массовой информации, анализировать, выбирать нужное, сравнивать и делать выводы.
Слайд 28В каждом классе каждый воспитанник (можно группа) должен выбрать тему
для исследования, ознакомиться с информационными источниками по этой теме, выполнить
творческую работу, оформить ее в форме реферата, презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики.
Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.
Слайд 29 Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только
с помощью адекватных образовательных технологий:
ИКТ;
проблемных, исследовательских образовательных технологий;
развивающих образовательных технологий.
Слайд 30На уроках этики, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность
учащихся по решению этих проблем, обеспечивается оптимальное сочетание их самостоятельной
поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
Слайд 31ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:
5 класс
Просить или не просить?
Курить
или не курить?
Можно ли создать самому свое настроение?
Пословицы и поговорки
о курении.
Слайд 326 класс
Внутренняя и внешняя воспитанность.
Как я могу совершить благотворительность?
Хорошо ли
быть равнодушным?
Есть ли границы у ответственности?
Манипулирование. Хорошо или плохо?
Кто в
ответе за мое здоровье?
Пословицы и поговорки о пьянстве.
Слайд 337 класс
Характер – от рождения или от воспитания?
Человек может все?!
Стеснительность:
хорошо или плохо?
Мифы об алкоголе.
Мифы о наркотиках.
Перед кем и за
кого я несу ответственность?
К чему приводит лень?
Слайд 348 класс
Жить с достоинством. Что это значит?
Могу ли я быть
волшебником?
Кто заботится о тебе, и о ком заботишься ты?
Ответственность и
безответственность.
Полезны ли полезные привычки?
Как правильно общаться?
Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)
Умеем ли мы дружить?
Любовь или влюбленность?
Слайд 359 класс
Как мы общаемся?
Совесть. Нужна ли она?
Законы и правила. Если
их не соблюдать…
Зачем нужны добрые дела?
В чем смысл жизни человека?
В
чем смысл любви?
Почему уходит любовь?
Рыцари – это современно?
Какова она – современная девушка?
Человек свободного общества. Свободен ли я?
Есть ли у нас рабство?
Ценностные ориентации подростков.
Как я могу получить то, что хочу.?
Можно ли прожить без алкоголя?
Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)
Слайд 36АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активное обучение помогает перейти от программных форм и
методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных
мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Активные методы на уроках этики: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, проигрывание ситуаций, коллективная творческая деятельность и др., игры в форме телепередачи «Что, где, когда?», «Окна», «Звездный час» и т.п.
Слайд 37ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИГРЫ НА УРОКАХ ЭТИКИ:
«Маски», «Жесты», «Иностранец», «Художник», «Глухой телефон»,
«Сочиняем сказку», «Я садовником родился», «Если бы я был волшебником»,
«Цветопись настроения», «Жмурки», «На улице» и др.
Слайд 38ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Алгоритм группового обучения:
Установить правила и обучить им.
Назначить каждому свою
роль.
Распределить задания и каждому указать время его выполнения.
Дать классу ответный
комментарий.
Слайд 39Все перечисленные технологии применяются при обучении воспитанников этике в комплексе,
они взаимосвязаны между собой. Программа курса этики человеческих отношений дает
широкие возможности для использования современных образовательных технологий и предполагает их обязательное применение.
Слайд 40Проблемы использования методов обучения
Дети могут начать обсуждать недетские проблемы.
В этом
случае неоценима роль учителя в создании положительной психологической атмосферы на
уроках, без которой применение эффективных методов обучения этике невозможно.
Разные ответы групп на один и тот же вопрос.
Учитель должен в этом случае констатировать факт наличия разных мнений (ответов) на один и тот же вопрос, поблагодарить каждую группу за ответ, никогда не критиковать никакие ответы, сказать, что все ответы отражают разные стороны сложной реальности, что каждая группа права по-своему.
Слайд 41Ожидаемые результаты
Нравственно-этическое образование внесет вклад в формирование общей культуры воспитанника
школы-интерната. Изучение этики способствует этическому воспитанию, пониманию красоты и изящества
в природе и жизни.
Овладев конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования, воспитанники школы-интерната легче адаптируются в обществе после окончания школы.
Полученные знания , а также здоровые установки и навыки ответственного поведения будут играть существенную роль для социализации воспитанников школы-интерната.
Слайд 42Программа курса по этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна на сегодняшний день.