Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Разработчик проекта:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №61»
Г. Чебоксары
Шилина Елена Васильевна
Слайд 2 «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
"Если
в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга"
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Проблема: дети не хотят читать книги
Социальная значимость проблемы: не читающие
дети в среднем и старшем звене. Их
адаптация во взрослой жизни.
Слайд 4Основополагающий вопрос:
Как пробудить интерес к чтению?
Как сделать, чтобы интерес
к чтению не угасал?
Цель проекта:
Поиск путей
развития у учащихся
младших классов интереса к книге и
стремления к самостоятельному чтению
Слайд 5 Этапы работы:
Постановка целей и задач проекта
Изучение методической литературы по
данной проблеме
Систематизация личного опыта работы и опыта работы учителей начальной
школы по данной проблеме
Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта
Защита полученных результатов
Слайд 6Задачи проекта:
Обучение навыкам чтения
Формирование умения эмоционально-творческого чтения
Развитие у учащихся потребности
в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования
Слайд 7Принципы построения проекта:
природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10
лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных
произведений;
– преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи;
– интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
Слайд 8Принципы построения проекта:
коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о
возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий,
осознанное оперирование ими;
– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;
– вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных
Слайд 9Теоретические основы проекта:
исследования о причинах нарушения чтения у детей, о
методах устранения этих нарушений;
- методика развития зрительного восприятия текста, тренировка
памяти внимания;
- методика обучения скорочтению;
- система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста;
- система упражнений на развитие восприятие текста
Слайд 10"Как хорошо уметь читать!"
Цель: формирование у учащихся навыков чтения без
насилия над ребенком на основе постоянного роста интереса к чтению
Формирование
навыков чтения –
развитие процессов:
Восприятие
Внимание
Память
Осмысление
Слайд 11Упражнения на развитие
техники чтения учащихся
На развитие восприятия текста
- Нахождение слова, идентичного тому, которое
расположено в начале строки
Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак так
- Чтение с карточкой или карточкой с прорезями
На повышение уровня внимания
- Найти среди буквенного набора слова:
к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т
На развитие вербальной памяти детей
- Игры «Кто больше запомнит», «Посмотри и запомни»
На определение смысловой структуры текста
- Работа с деформированным текстом
Слайд 12Читательская разминка
Чистоговорки или скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала
... (сушки)
Шапка да шубка - вот и наш ...
(мишутка)
Цапля цыкнула на зайца:
«Отдавили вы мне ... (пальцы)»
«Вспышка» - прочитай (за отведенное время) и
запомни слова (предложения, текст)
«Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери
как можно больше новых слов:
а) Директор – реки, ток, кот, диктор, рот, корт и т.д.
б) Кареч – речка; палам – лампа и т.д.
Слайд 13"Книжный дом"
Цель: знакомить учащихся с миром детской литературы, учить осуществлять
целесообразный самостоятельный выбор книг для чтения
Посещение школьной библиотеки
Знакомство с
библиотеками города
Проведение уроков внеклассного чтения, праздников в библиотеке
Коллективная подписка на журнал «Игрушка» (Тетте»)
Слайд 14"Семейное чтение"
Цель: работать над созданием и развитием «читающей» семьи
Проведение
тематических родительских собраний
Создание «Клуба семейного чтения»
Подбор книг для семейного чтения
Подготовка
и проведение литературных конкурсов, викторин по прочитанным книгам
Оформление стенда «Советую прочитать»
Слайд 15Литературное творчество
Цель: приобщить детей к чтению книг через
театральное искусство
Развитие навыков выразительного чтения
Театрализация прочитанных произведений
На
школьной сцене ученики 2 «В» класса
Слайд 16
Дневник читателя
полюбить книгу и процесс чтения;
повысить качество чтения;
развить его творческие
расширить кругозор читателя;
способности.
Слайд 17Интернет и чтение
Я решила поддержать и продолжить идею Интернет -общения
посредством участия в различных литературных викторинах. Для этого я пользуюсь
доступной информацией таких сайтов как www.clubook.ruЯ решила поддержать и продолжить идею Интернет -общения посредством участия в различных литературных викторинах. Для этого я пользуюсь доступной информацией таких сайтов как www.clubook.ru «Успешное чтение», www.erudites.ruЯ решила поддержать и продолжить идею Интернет -общения посредством участия в различных литературных викторинах. Для этого я пользуюсь доступной информацией таких сайтов как www.clubook.ru «Успешное чтение», www.erudites.ru, www.nachalka.com/
Слайд 18Итоги реализации проекта
Уроки рефлексии.
Цель: сформировать у учащихся средства контроля и
самооценки.
Уроки рефлексии по чтению проводятся 1 раз в месяц. Они
помогают учащимся:
Обобщить знания;
Осознать свои проблемы и сложности в освоении предмета;
Стимулировать повышение читательского уровня.
Слайд 19Итоги реализации проекта
Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по
литературному чтению
Слайд 20Итоги реализации проекта
Высокий интерес учащихся моего класса к чтению
Слайд 21Итоги реализации проекта
Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для
чтения
Слайд 22Итоги реализации проекта
Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной
библиотеки и городской библиотеки)
Слайд 23Использованная литература
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная
школа. – 2005, №7 – с.88
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника
быстрого чтения. - М.: Просвещение, 1983
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – с.61
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004