Слайд 1
МОУ Ново-Ольховская СОШ
Исследовательская работа по биологии:
«Индивидуально-типологические особенности памяти учащихся разных
возрастных и гендерных групп».
Выполнила ученица 8 класса Маерович Виктория
Руководитель: Щеголева
Н.А.
Слайд 3Задачи и цели исследования
Изучить процессы памяти, учитывая как возрастную, так
и половую специфику.
Определить развитие логической и механической памяти и их
соотношение на трех возрастных этапах
Показать особенности формирования и развития памяти у детей 8-9, 15-16, 16-17 лет обучающихся в общеобразовательной школе.
Изучение памяти не только в деятельности, но и с позиций изучения ее природных особенностей и развития с возрастом в процессе обучения.
Выявить взаимосвязь механизмов памяти и учебной деятельности.
Небо-земля
Мальчик - рисует
Пила- топор
Река - бежит Дерево - стоит
Птичка - поет Музыка - играет
Девочка -бежит Гриб - растет
Ветер -дует Ковер - пылесос
Попугай -говорит Шапка - пальто
Кувшин-вода
Методика изучения логической памяти
Слайд 7Листок-мельница прогулка-весна
Ноги-малина
металлы-страна
Загадка-сапоги
бабочка-коньки
Валенки-клубника снег-зима
Горы-комната обруч-гроза
Чайник-самолет журнал-волк
Пшеница-бумага мышка-нора
Ручей - вода
Изучение механической
памяти
Слайд 8Измерение объема зрительной памяти
Слайд 10
Измерение объема эмоциональной памяти
Жизнерадостный , стена, дружба, антенна, грязь, стекло,
тупица , конфеты, любовь, растяпа, газета, Родина, полотно подарок, неряха
, потолок, глупец, предатель, коридор, весна , чемодан, праздник, тюрьма, шкаф, преступник, бутылка, музыка, цветы, трусость, клевета.
Слайд 11Изучение абстрактно-логической памяти
Мебель, парта, стул, бодрый, смелый, магнитофон, рояль, мечта,
мрачный, сигареты, ветка, приятель, время, лимон, часы, вилка, умный, скорость,
виноград, камень, мелкий, способность, пространство, холодный, улица, плач, девушка, страх, черный, ребенок
Слайд 12Результаты исследования
Логическая память
Механическая память
Зрительная память
Эмоциональная память
Абстрактно-логическая память
Слайд 15Max и min значение различных видов памяти.
Слайд 17Основные принципы хорошей работы памяти.
Слайд 18
ПАУЗА. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст вам время
оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким
образом, заставляя вас сосредотачивать внимание на нужном предмете.
РАССЛАБЛЕНИЕ позволяет подавить беспокойство , которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Д. Лапп утверждал, что это полезное оздоровительное упражнение для мозга позволяет вам снять напряжение и расслабиться. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить какие-то важные дела, успокойтесь, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов
ОСОЗНАНИЕ – это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без них нельзя гарантировать последующее извлечение информации. Первое и самое главное - сознательно вовлекать как можно больше чувств виды и типы памяти в процессе записи информации
Слайд 19ЛИЧНЫЕ КОММЕНТАРИИ способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи
информации и помогают оставить яркий след в памяти.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА с
помощью категории имеет отношение к способу хранения информации. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поток специфических воспоминаний.
ПРОСМОТР и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ материала обеспечивают быстрое воспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти : записи, хранении и извлечении. Чем чаще пользуешься информацией, тем легче извлекать ее из памяти.
АССОЦИАЦИЯ образов - это существенный принцип, использованный всеми, кто помнит местонахождение различных предметов : очков на столе, ключей рядом с телефоном, прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах .
Слайд 20Выводы
1.Обучение должно происходить в определенной специальным образом структурированной деятельности.
2. Эта
деятельность должна быть продуктивной.
3. Необходимо учитывать системность в строении ВПФ
и при построении заданий акцентировать внимание именно на тех психических функциях, которые системно взаимосвязаны с формируемой ВПФ.
4. Конкретные задачи, встающие перед ребенком на каждом этапе выполняемой им деятельности, должны быть сложными, но решаемыми.
5. Перед выполнением конкретной деятельности необходимо сформировать систему отсроченных действий.
6. Исследования показали, что большая часть детей 8-9 , 13-14 и 16-17 лет, не справляющихся со школьной программой, обнаруживают трудности в протекании процессов памяти.
7. Наибольшие трудности формирования и развития у детей обнаруживаются в механической модальности памяти.
8. Воспроизведение как вербального, так и зрительного материала, идет успешней, если решаемые на каждом этапе деятельности задачи были сложными, но решаемыми для ребенка.