Разделы презентаций


История русского монастыря

Содержание

История русского монастыряМонашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация на тему: „ История русского монастыря „ Работу выполнила ученица

8 „А“ класса Юрченко Анастасия


Презентация на тему:   „ История русского монастыря „    Работу выполнила  ученица

Слайд 2История русского монастыря
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит

Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая

близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда «монастыреве на горах сташа». Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось неизвестным.

История русского монастыряМонашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан

Слайд 3Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был

первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая близкое к

нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда «монастыреве на горах сташа». Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось неизвестным.

История русского монастыря

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.).

Слайд 4История русского монастыря
Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения

Ярослава 1. В первые два века христианской жизни Руси наибольшее

количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших общественных центрах (Киев, Новгород), остальные рассеяны по второстепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир).

История русского монастыряПисьменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава 1. В первые два века христианской

Слайд 5История русского монастыря
В XIII в. расширяется круг городских и подгородных

монастырей, указывая на размножения центров общественной жизни. В северных городах

к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в то же время появляются первые монастыри в других городах - Твери, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.

История русского монастыряВ XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей, указывая на размножения центров общественной жизни.

Слайд 6История русского монастыря


Но с XIV в. замечаем важную перемену в

способе распространения монастырей и именно на севере. Ранее почти все

монастыри как в южной, так и в северной России строились в городах или в их ближайших окрестностях. Редко появлялась пустынь, монастырек, возникавший вдали от городов, в пустынной, незаселенной местности, обыкновенно среди глухого леса. В первые века нашей христианской жизни пустынная обитель мелькает редким, случайным явлением среди городских и подгородных монастырей.

История русского монастыряНо с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения монастырей и именно на севере.

Слайд 7История русского монастыря


С XIV в. движение в лесную пустыню развивается

среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие

в этом веке, числом сравнялись с новыми городскими, в XV в. превзошли их более чем вдвое.
Городские и пустынные монастыри различались между собой не одной только внешней обстановкой, но и общественным значением, духом, складывавшегося в тех и других быта и в большинстве случаев самим происхождением. Городские и подгородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан - людей, которые оставались в стороне от основанных ими обителей, не входили в состав созванного ими монастырского братства. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении и для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались «мирскими».

История русского монастыряС XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно:

Слайд 8История руссокого монастыря


Другие имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые,

отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося

к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Иные основатели таких пустынных монастырей становились отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, обыкновенно также пустынном, и оттуда потом уходили для лесного уединения и создавали новые пустынные обители, являющиеся как бы колониями старых. Три четверти пустынных монастырей XIV и XV вв. Были такими колониями, образовывались путем выселения их основателей из других монастырей, большей частью пустынных.

История руссокого монастыряДругие имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там

Слайд 9История русского монастыря


Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение.

Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном

уединении, убежденный, что в миру, среди людской молвы, то невозможно. К нему собирались такие же искатели безмолвия. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, которые селились вокруг богатевшей обители, как религиозной и хозяйственной своей опоры, рубили окрестный лес, ставили дома, расчищали нивы. Здесь монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей. Так на месте одинокой хижины отшельника вырастал многолюдный, богатый и шумный монастырь.

История русского монастыряПустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы

Слайд 10История русского монастыря
Древнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной

внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям

оценки. Процесс сложения ансамбля монастыря порой занимал несколько столетий, поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в едином стиле архитектурном решении. Однако, можно отметить некоторые общие типологические признаки в их застройке, планировке и композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального назначения.

История русского монастыряДревнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм

Слайд 11История русского монастыря


Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда

входили постройки разнообразного назначения - культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.Как

правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепостные стены придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость.

История русского монастыряВозлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения - культовые, хозяйственные,

Слайд 12История руссгоко монастыря


Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением.

Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья

при впадении его в речку. Подобный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была военно-оборонительная. Монастырские стены - крепостные укрепления - должны были соответствовать всем требованиям военного искусства. Согласуясь с ними, к XV в. в планировочной композиции монастырского ансамбля стали появляться элементы регулярности.

История руссгоко монастыряКонфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме

Слайд 13История русского монастыря


Монастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-Белозерский

- в основе своей планировочной структуры имели пятигранник, а план

Пафнутиева-Боровского монастыря приближался к ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитектурных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров.К концу XVII в. регулярность конфигурации плана крепости-монастыря стала традиционным приемом в русском зодчестве. Кирпичные стены Донского монастыря в Москве, построенные на рубеже XVII - XVIII вв., имеют в плане строго очерченный квадрат.

История русского монастыряМонастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-Белозерский - в основе своей планировочной структуры имели

Слайд 14История русского монастыря


Башни могли служить и проездными воротами в монастырь.

Со стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые - ворота,

выделенные как архитектурно, так и расположением.Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначалось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля.

История русского монастыряБашни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного подъезда устраивались главные -

Слайд 15История русского монастыря


В зависимости от типа монастыря и его материального

положения, келейная застройка могла быть различной. Обычно келейные корпуса располагались

по периметру монастырских стен. Деревянные строения по мере роста достатка обители сменялись каменными. Каменные жилые корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с отдельным входом в каждую келью. Келейная застройка образовывала главный монастырский двор, посередине которого возводились основные сооружения монастыря.Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье». Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре.

История русского монастыряВ зависимости от типа монастыря и его материального положения, келейная застройка могла быть различной. Обычно

Слайд 16История русского монастыря


Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек

являлась трапезная. Часто при основании обители в первую очередь возводили

именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу: трапезная - место для общего вкушения пищи, которая ассоциировалась с Тайной вечерей, т. е. имело символический смысл.

История русского монастыряВторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители в

Слайд 17История русского монастыря


Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была

колокольня и звонница. Колокольный звон - один из важнейших атрибутов

средневековой культуры - в монастырском быту имел особое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря.По мере роста монастыря в нем появлялось все больше специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские.

История русского монастыряОдним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была колокольня и звонница. Колокольный звон - один

Слайд 18История русского монастыря
К монастырским постройкам мемориального характера можно отнести небольшие

часовни надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных часовен связывалось с

каким-либо значительным событием монастырской жизни.В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра.

История русского монастыряК монастырским постройкам мемориального характера можно отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных

Слайд 19История русского монастыря


Русские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители

- это красота, но не только в камне, но главное

- в душах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.


История русского монастыряРусские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители - это красота, но не только в

Слайд 20История русского монастыря


История русского монастыря

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика