Слайд 1Психолог
Кто такой
психолог?
Подготовила педагог-психолог Букарцова Е.В.
Слайд 2 История профессии
С древнейших времен людей
интересовал внутренний мир человека.
Сам термин «психология» произошел от греческих слов
«psyche» - душа и «logos» - наука.
Проблемой души интересовались философы древности – Платон и Аристотель.
В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И П. Павлов, психологи А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие.
Слайд 3Павлов Иван Петрович
(1849-1936)
Великий русский ученый, физиолог, академик,
лауреат Нобелевской премии.
Огромную роль сыграло учение о типах нервной системы.
В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы).
Слайд 4 Лазурский Александр Федорович
(1874 – 1917)
Известный русский врач и психолог,
профессор Педагогической академии и Психоневрологического института в Петрограде.
Разработал учение о
личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностях, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»).
Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Слайд 5Выготский Лев Семенович
(1896 – 1934)
Виднейший советский психолог, основатель культурно –
исторический школы в психологии.
Автор книг «Педагогическая психология», «Этюды по истории
поведения», «Мышление и речь», «Умственное развитие детей в процессе обучения» и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии.
Слайд 6Рубинштейн Сергей Леонидович
(1889 – 1960)
Психолог и философ, профессор МГУ.
Область
научных интересов – теория и методология общей психологии, педагогическая психология,
логика, психология мышления, история психология, психология эмоций, темперамента, способностей.
Автор одного из лучших отечественных учебников по общей психологии.
Основные научные труды: «Основы общей психологии», «Бытиё и сознание», «О мышлении и путях его развития».
Слайд 7Зигмунд Фрейд
(1856 – 1936)
Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.
Слайд 8Доминирующие виды деятельности
исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
изучение общих
закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
изучение внутреннего
мира и поведенческих особенностей человека;
изучение поведения людей;
информирование клиента о том , что с ним происходит;
Слайд 9исследовательско – аналитическая работа (работа с получаемой информацией);
психологическое консультирование, направленное
на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
организация групповых
мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека;
Слайд 10профессиональный отбор и подбор кадров;
осуществление психологического сопровождения карьеры;
изучение особенностей судебного
процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Слайд 11Области применения профессиональных знаний
Социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых,
инвалидов, детские центры творчества и досуга);
Образовательные учреждения (школы, детские сады,
вузы);
Учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
Медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
Психотерапевтические, психологические консультативные службы;
Предприятия, фирмы;
Правоохранительные органы (суды, детские приемники – распределители, колонии, прокуратура);
Работа на телефоне доверия;
Работа в МЧС, службах спасения;
Военные организации.
Слайд 12 Быть или не быть психологом?
Этот тест позволит
определить вашу расположенность к профессии психолога.
Если вы согласны с утверждением
– обведите ответ «да», если нет – ответ «нет».
После каждой группы вопросов подсчитайте, сколько положительных ответов получили. В конце теста суммируйте их.
Слайд 13Хочешь ли ты:
больше слушать, чем говорить;
быть терпимым к чужому мнению,
переживанию, отношению (как бы это ни противоречило твоим принципам);
нестандартно и
достаточно быстро реагировать на слова, поступки, чувства других людей.
Всего «да»_______________________
Слайд 14Сможешь ли ты:
-придерживаться оптимистического отношения даже к слабым, проблемным детям,
поддерживать их развитие;
помогать людям менять в лучшую сторону их отношение
к себе, своим проблемам, окружающим;
заниматься самоанализом и самосовершенствованием.
Всего «да»______________________________
Слайд 15Знаешь ли ты, что:
многие люди в нашей стране с предупреждением
относятся к помощи психолога;
эффект от работы психолога не может быть
быстрым, поэтому психологи часто сомневаются в успехе своих действий;
у психолога очень много «невидимой» работы, которую не замечают ( и не оплачивают!).
Всего «да»__________________________________
Слайд 16Готов ли ты:
много заниматься биологией и математикой, потому что это
профилирующие предметы для поступления на психологический факультет;
получать платное (довольно дорогое)
образование, но в любом случае заниматься самообразованием на протяжении всей профессиональной деятельности;
много читать и писать (заключений по результатам обследований, программ консультирования и развития).
Всего «да»_________________________________
Слайд 17Веришь ли ты, что:
за психологией как наукой – будущее;
можно получать
радость от общения с разными людьми;
психолог в любой организации меняет
ситуацию людей к лучшему.
Всего «да»___________________________
Всего «да» по тесту ___________________
Слайд 18Если вы набрали более 12 баллов, то профессия «психолог» вам
очень интересна. Скорее всего вам хотелось бы попробовать себя в
этом качестве. Вы можете проявить себя в работе с младшими детьми, наверняка в школе есть психолог, который не откажет вам в помощи.
Слайд 19Если вы набрали от 8 до 12 баллов, то ваше
отношение к данной профессии противоречиво.
Есть какие –то характеристики труда
психолога, которые вам интересны. Посмотрите внимательно на свои баллы по каждой из 5 групп вопросов.
Если по какой-то из групп вы набрали менее 2 баллов – значит, этот аспект профессии для вас наиболее конфликтен.
Слайд 20
Первая группа вопросов , связана с повседневными действиями психолога, основной
вид деятельности которого - слушанье других, взаимодействие с людьми. Одновременно
психолог наблюдает, анализирует, поддерживает пришедшего к нему человека, - ему требуется значительное распределение внимания. Для психолога важно научиться быстро реагировать, не теряться в неожиданных ситуациях.
Вторая группа вопросов, связана с основными целями труда психолога. Психолог помогает увидеть проблему с другой точки зрения , учит искать помощь в нужном месте и в нужное время.
Третья группа вопросов, затрагивает основные недостатки профессии психолога. Он много времени тратит на подготовку к занятиям и консультациям, его рабочее время ненормировано, он не может забыть о своей работе, закрывая дверь кабинета.
Четвертая группа вопросов, показывает те пути подготовки к профессии психолога, которые вы можете реализовать уже сейчас.
Пятая группа вопросов, определяет вашу готовность следовать основным ценностям труда психолога. Внедрение психологии в жизнь требует уверенности специалиста в том, что он содействует улучшению ситуации.
Слайд 21Если вы набрали от 4 до 7 баллов, то скорее
всего вам интересны профессии, требующие психологических знаний, но которые нельзя
отнести к труду психолога.
А профессий, в которых знание психологии необходимо, очень много: преподаватели, руководители, актеры, врачи, журналисты и т.д.
Если вы все – таки интересуетесь данной профессией, внимательно посмотрите на свои ответы и пояснения к разным группам вопросов теста.
Попробуйте выяснить, какие стороны профессии вам непонятны или чужды, а затем ответьте, готовы ли вы примириться с чуждыми вам сторонами работы психолога.
Слайд 22Если вы набрали меньше 4 баллов, то скорее всего профессия
психолога вам не очень интересна. Возможно, не очень интересны профессии,
требующие интенсивного общения с людьми.
Слайд 23
Главное качество,
которым должен обладать профессионал, - это любовь к
людям, неподдельный и непроходящий интерес к ним.
Слайд 24Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
хорошее развитие образной и словесно-логической
памяти;
высокий уровень развития образного мышления;
развитие логического мышления;
хорошее развитие мнемических способностей;
коммуникативные способности;
умение слушать;
вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
ораторские способности (грамотное выражение мысли);
способности к самоконтролю.
Слайд 25Личностные качества, интересы и склонности:
высокая степень личной ответственности;
терпимость, безоценочное отношение
к людям;
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию, саморазвитию;
оригинальность,
находчивость, разносторонность;
тактичность, воспитанность;
склонность к сопереживанию;
умение хранить тайну;
интуиция, умение прогнозировать события;
эрудированность;
творческое начало.
Слайд 26Пять основных заповедей психолога
Не принуждать говорить о том, о чем
клиент не хочет говорить.
Не употреблять в разговоре таких фраз, как
«вы должны», «вам нужно», «вам необходимо», «я вам говорю», «послушай меня».
Не перебивать клиента, когда он говорит. Не торопить его.
Никогда не смотреть на часы в присутствии клиента.
Не рекомендовать клиенту принятия тех или иных жизненных действий.