Слайд 1Михаил Васильевич
Ломоносов
1711-1765
Поэт…
ученый…
человек...
Независимая личность…
реформатор…
Слайд 2
Тема исследования:
Дерзновенное, великое, ломоносовское…
(Вклад М.В. Ломоносова в развитие
русского литературного
языка).
Слайд 3
Цель работы:
доказать огромное влияние филологической деятельности М.В. Ломоносова на
развитие и становление русского языка.
Слайд 4
Задачи исследования:
1.Определить, что повлияло на филологическую деятельность ученого.
2.Выяснить и
обосновать, какие реформы внес М.В. Ломоносов в «устройство родного языка».
3.Сравнить
язык в разные периоды его развития.
4.Определить значение трудов М.В. Ломоносова для России.
Слайд 5Годы учебы.
Славяно-греко-латинская академия, Москва, 1731-1735 г.г.
Марбургский университет, Германия,
1736-1739 г.г.
Слайд 6Особенности русского стихосложения.
Слайд 8 Предложения М.В Ломоносова
в стихосложении. Он выступал против
устарелых и
обветшавших церковнославянизмов в морфологии и лексике, например, мя, тя, вем,
бо;
иноязычных заимствований (из нем., голл. и англ. языков с развитием армии и флота; из франц. и итал. с развитием дворянской культуры);
устарелого просторечия, например, утре вместо общерусского завтра.
Слайд 9«Риторика» М.В. Ломоносова
использование афоризмов, пословиц, метких сравнений и изречений;
создание
правил, касавшихся стиля;
учение о тропах;
включение в речь аллегорий и метафор,
метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений.
Слайд 10«Российская грамматика»
М.В. Ломоносова
Цель работы - обобщить результаты употребления
языка и своими правилами указать пути языковой практике.
Задачи :
1.Создать
свод правил русских слов.
2. Выбрать грамматический материал.
3.Заняться его обработкой и систематизацией.
Слайд 11“Наставление первое” –
“О человеческом слове вообще”
Слайд 12Находки М.В. Ломоносова
1) Знак словесного ударения
«для показания разной силы
на подобных речениях»;
2)правила слогоделения;
3) классификация 8 частей речи;
4)понятие
грамматических родов, времен глаголов, наклонений, залогов;
5) двойственность причастия.
Слайд 13“Наставление второе” –
“О чтении и правописании российском”
Слайд 14“Наставление третье” – “О имени”
Слайд 15“Наставление четвертое” –
“О глаголе”
Пример первого спряжения простых глаголов:
ЗАЛОГА
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО
Наклонения изъявительного
Время настоящее
Единственное Множественное
Я двигаю Мы двигаемъ
Ты двигаешь Вы двигаете
Онъ, а, о двигаетъ Они двигаютъ
Слайд 16
A26 В каком предложении придаточную часть
сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Заповедник, который был основан в
середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
Слайд 17“Наставление шестое” –
“О сочинении частей слова”
«Имена прилагательные, местоимения
и причастия должны с существительными, к которым прилагаются, быть согласны
в роде, числе и падеже: искренней другъ, святая правда, похвальное дѣло, свои труды, неподвижные законы».
Слайд 19Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова
1.Ломоносов систематизировал и выбросил все устаревшие
и уже недоступные пониманию обычного читателя слова.
2.Теория «трех штилей» стремилась
охватить не только жанры художественной литературы, науки и публицистики, но и вообще все разновидности речи.
3. Стили языка описаны с нескольких сторон
4.Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются.
5.Ломоносов строго разграничил лексический запас каждого из стилей, что привело к систематизации языка.
6.Функциональный подход к дифференциации стилей.
Слайд 20Упорядочение русской технической и научной терминологии
М.В. Ломоносов ввёл в русский
язык новые слова: воздушный насос, законы движения, зажигательное стекло, земная
ось, преломление лучей, равновесие тел, удельный вес, магнитная стрелка, гашеная и негашеная известь, опыт, движение, наблюдение, явление, частица, кислота.
Слайд 21Великий реформатор
М.В. Ломоносов
М.В. Ломоносов спас русский язык
от чуждых ему влияний и указал единственный правильный путь для
развития — путь сближения литературного языка с народным языком.
Слайд 22Великий сын русского народа, он всю
свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом
патриотизма, образцом служения народу,
примером самоотверженной
борьбы за науку.