Слайд 1Мировоззрение средневекового человека
Слайд 2Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его собственная духовная
жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
Основными
добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
Античный человек
Слайд 3Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную
точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как
изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.
Слайд 4Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека.
Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой
всех вещей».
Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
Слайд 5Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм
(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).
Слайд 6Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной –
«дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
Так и в человеке
присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
Слайд 7Мироздание Средневековья
представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором
люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде
некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».
Слайд 8Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской
мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью,
осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
Слайд 9Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости
Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается
в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.
Слайд 10 Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".
Слайд 11 В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются,
он то взлетает к небесам в упоении и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.
Слайд 12 Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а
не наоборот.
Слайд 13Но любой человек, даже святой - грешен.
И
значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в
исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.
Слайд 14В средневековье атеистов не было
Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир
горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.
Слайд 15 Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в
большом внимании, уделяемым дьяволу.
Слайд 16Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
Однако в
сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и
страшен.
Слайд 17 В целом восприятие действительности в Средние века было
очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.
Слайд 18Иерархия ценностей
Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого крестьянина страшнее
не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в
конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
Слайд 19В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки
друзьям и вассалам - это почетно и славно.
Слайд 20Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе,
в слишком сильно приятии материального.
С другой стороны, Церковь призывала
к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
"Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен
Слайд 21Церковь
Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь
была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно
влияющий на умы.
Слайд 22Социум
В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а
все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.
Слайд 23В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный
порядок.
Военное сословие должно всех защищать,
духовное молиться, податное работать.
Слайд 24Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его
эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он
воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.
Слайд 25Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это
разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.
Слайд 26Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую
стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец
Света и Страшный Суд.
Слайд 27 Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством
сельскохозяйственных сезонов.
Слайд 28ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Предрассудки
Слайд 30ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Уровни христианства
в средние века:
1.
2.
Слайд 31ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ