Слайд 3Аксиомы
Существуют 4 мотива
поведения
Дети сами выбирают
плохое поведение
Слайд 5Мотив привлечение внимания
Если ребенок не получает нужного количества внимания для
нормального развития, то он находит свой способ его получить: он
не слушается.
Взрослые при этом делают замечания,
отвлекаются от своих дел, тем самым, уделяя ребенку хоть и НЕ ОЧЕНЬ приятное, но внимание.
Слайд 6Суть плохого поведения:
«Мне хорошо, когда я в центре»
Социальные причины:
1.Дифицитличностного
внимания.
2. Развитие ТВ и компьютерной сети.
3. Детей не учат просить
внимание
Мотив привлечение внимания
Слайд 7Сильные стороны: Дети ориентированы
на контакт, они открыты и активны
Реакция
педагога: Импульсивные реакции: раздражение; желание: сделать замечание, осадить, поставить на
место
Реакция ученика: Прекращает или успокаивается на короткое время
Слайд 8 Тактика реагирования
Экстренное реагирование: «минимизация внимания» - игнорирование
плохого поведения и акцент на хорошее;
Если «плохое» поведение не приносит
вреда окружающим, его можно игнорировать;
Использование взгляда без слов + телесный контакт;
Нельзя реагировать одинаково. Зеленый свет неожиданностям! (разговор со стеной, звуковые сигналы, смена интонации и т.п.);
Когда несколько одинаковых нарушений, проще частично разрешить;
Если есть дети, на которых можно опереться, логично обратиться к ним (вы зачем пришли? Что-то или кто-то мешает? А тебе?)
Слайд 9 Поддержка:
Уделять ЛИЧНОСТНОЕ внимание до начало занятия, но не формально. В
этом случае потребность будет закрыта.
Таким детям акцент на хороших примерах
нужно в 10-20 раз больше, чем остальным.
Слайд 10Суть плохого поведения:
«Ты мне ничего не сделаешь» (чаще в
подростковом возрасте)
Социальные причины:
1. Мода на сильную личность.
2.Отсутствие образцов конструктивного подчинения
людей друг другу.
Мотив власти
Слайд 11Сильные стороны: 1.Попытка быть независимым.
2.Решительность
3.Отсутствие слепого подчинения авторитетам
Реакция педагога: Импульсивные
реакции: злость, гнев. Желание: подавить
Реакция ученика: Усиление зла по
нарастающей.
Останавливается по своему желанию
Слайд 12Суть плохого поведения:
«Вы мне сделали плохо, я отомщу!»
Социальные причины:
1.Умение
изжить внутреннюю боль.
2.Проницательность, хорошо развита интуиция, умеют находить слабые стороны
человека.
Мотив мести
Слайд 13Сильные стороны: 1.Умение изжить внутреннюю боль.
2.Проницательность, хорошо развита интуиция, умеют
находить слабые стороны человека.
Реакция педагога: Импульсивные реакции:
Обида, боль, страх.
Желание: Ответить тем же, избавиться от него.
Реакция ученика: Усиление мести, более изощренные способы.
Слайд 14 Тактика реагирования
Траектория поведения как вулкан – начало, пик, спад. Не
доводя до пика, работать на стадии «глухих раскатов»;
Важно сохранять эмоциональное
спокойствие, отслеживая мотив: «Меня провоцируют, я не поддаюсь!»
Признать частично власть и дать выбор;
Перенести конфликт во времени (отложить обсуждение на более поздний срок);
Выслушивать, не перебивая (ребенок высказывает свои чувства, а их запретить нельзя;
На пике цель – не уронить свое лицо и лицо ребенка;
Зная, что ребенок способен «выходить из берегов», нужно подготовить взрослого, который поможет изолировать ребенка;
На стадии спада выработать санкции, которые помогут ребенку самому менять свое поведение. Санкции должны быть логически связаны с проступком. Санкции не будут работать при отсутствии контроля.
Слайд 15 Классификация санкций Гилберта
1. Деятельность
Лишение или отлагательство прав
ребенка на деятельность;
Отлагательство прав на использование предметов;
Ограничение доступа в отдельное
помещение (кроме столовой и туалета);
2. Взаимодействие с окружающими
Лишение или ограничение ребенка свободы взаимодействия (до исправления ситуации самим ребенком);
3. Возмещение убытков
Исправление самостоятельно, либо с привлечением взрослого;
Денежное возмещение или выполнение определенной работы оцененной в денежном эквиваленте равноценному ущербу.
Слайд 16Суть плохого поведения:
«Даже не буду пробовать, все равно ничего
не получится!»
Социальные причины:
1.Отсутствие ситуации успеха;
2.Завышенные требования, которые не соответствуют
возможностям;
3.Регулярная стабильная неуспешность!
Мотив избегания неудач
Слайд 17Сильные стороны: Сильных сторон НЕТ
Реакция педагога: Импульсивные реакции:
Сочувствие, жалость,
раздражение.
Желание:сначала помочь, затем избавиться от этого ребенка.
Реакция ученика: Ребенок
демонстрирует зависимое поведение, но не движется к результату. Пассивная форма поведения.
Слайд 18 Принципы предотвращения
Поддерживать любые попытки сменить установку на «Я могу!»;
Помогать
преодолевать барьеры, которые отделяют его от сверстников;
Методы обучения должны быть
более доступны. Оценивать любые положительные попытки;
Учить за 1 прием чему-то одному, многоплановость их пугает;
Похвала и поощрения за каждый успех, можно авансом;
Заранее планировать условия , при которых ребенок будет успешен. Похвала за то, чего он уже достиг;
Слайд 19 Приемы формирующие
самоуважение
Изменение отношения к
ошибкам (они нужны и полезны, без ошибок нельзя научиться новому);
Формировать веру в успех: работа делится на участки, отслеживается промежуточный результат, акцент на интерес самого процесса, сравнение только с результатами самого ребенка;
Взаимоотношения на равных;
Все, что ребенок уже может, нужно перевести ему в обязанность (поручать помогать другим);