Слайд 1Патриотическое воспитание учащихся в предметной области «Общественно- научные дисциплины»
как
содержательно- методологическая
основа ФГОС ОО
(тематический портфолио)
Разработчики:
МКОУ-Грязновская СОШ Рублёва А.М.
Слайд 2
Большое внимание нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи.
Да, необходимо серьезно обновить
эту работу, ну некоторые традиционные методы, например военно-патриотические игры, востребованы
и сегодня.
Они вырабатывают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях.
Послание президента РФ Д.А.Медведева
Федеральному Собранию 2010 год
Слайд 3
Цель: Введение патриотического воспитания в предметную область
«Общественно- научные
дисциплины»
Слайд 4Задачи:
изучить нормативные документы;
рассмотреть примерные программы по предметам стандарта
второго
поколения;
изучить концепцию духовно- нравственного развития и воспитания
личности гражданина России
как содержательно- методологическая
основа ФГОС ОО и проанализировать ценностные установки обучения
и воспитания- ПАТРИОТИЗМ;
разработать конструкт урока в соответствии ФГОС ОО;
Слайд 5Проблемы в сфере патриотического воспитания
отсутствие патриотических чувств;
снижение жизненного уровня, которое
привело к расслоению общества;
подверженность влиянию западных культурных ценностей;
обострение национального вопроса,
утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;
незнание своих корней;
разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;
Недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.
Слайд 6
Нормативные документы ФГОС ОО
Закон об образовании в Российской Федерации
Для целей
настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Слайд 72) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Нормативные документы ФГОС ОО
Закон об образовании в Российской Федерации
Слайд 8Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].
1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Слайд 9- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной
и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Слайд 10Новые подходы к определению стратегических целей стандартов
Стандарты – инструмент построения
открытого гражданского общества;
Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского
общества, социально-экономического развития государства;
От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета.
Слайд 11Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности Гражданина России как
содержательно- методологическая основа ФГОС
Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников
разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании»
(ст.7 «ФГОС», ст.9 «Образовательные программы»), а также проектом
Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, подготовленным Российской академией образования.
Цель и задачи воспитания школьников:
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и
государства- воспитание ответственного, инициативного и компететного
гражданина России.
Слайд 12Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего Образования
ПАТРИОТИЗМ- это
чувство гордости своим Отечеством, его историей
и свершениями.
Он выражается в
ценностях:
любовь к России;
любовь к своему народу;
любовь к своей малой Родине;
служение Отечеству ( ратное, духовное, трудовое).
Слайд 13Патриотическое воспитание
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является
одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое
воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Слайд 14Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся
чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять
и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Слайд 15Модель “Гражданина - патриота России”.
Слайд 16Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание
прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной
культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Слайд 18Содержание деятельности
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким
людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей
к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия. Мой дом – Мытищинский район. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – пос. Пироговский).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Слайд 19Основные направления деятельности:
формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
воспитание общечеловеческих, национально-культурных
и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения
личности;
воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
формирование социально-активной позиции обучающихся;
оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Слайд 20Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И
КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ;
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Слайд 21 Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
деятельность школьной комнаты Боевой
Славы;
разработка и реализация социально-значимых проектов;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
проведение
социальных акций “Посылка солдату”, “Письмо на заставу”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”;
Слайд 22встречи с воинами-интернационалистами;
проведение военно-спортивных игр “Зарница”, “Армейский марафон”;
тимуровское движение;
историко-краеведческая работа;
проведение
внеклассных мероприятий на патриотическую тему, классные часы, вечера, литературные гостиные,
интеллектуально-познавательные программы, праздничные утренники, спортивные мероприятия.
Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
Слайд 23Примерные программы по учебным предметам
стандарты второго поколения
История
Примерная учебная
программа по предмету определяет инвариантную
(обязательную) часть учебного курса и
наряду с требованиями стандарта,
относящимися к результатам образования, является ориентиром для
составления рабочих программ для всех общеобразовательных
учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования.
Главная цель изучения истории в современной школе- образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на
основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества
в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в
Учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение
этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
учащихся.
Слайд 24Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения
ориентиров для гражданской
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
в окружающем мире;
овладение
учащимися знаниями об основных этапах развития
Человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
Экономической, политической, духовной и нравственной сферах при
особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом
процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству-
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами,
в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учщихся анализировать содержащуюся в
Различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
Слайд 25Примерная программа основного общего образования по обществознанию
составлена с опорой на
фундаментальное ядро содержания общего
образования ( раздел «Обществознание») и задаёт
перечень вопросов,
которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание»- учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека.
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 26Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том,
Чтобы средствами
учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правого самосознания,
толерантности, приверженности ценностями, закреплённым в Конституцию РФ;
развитию личности на исключительно важном этапе её социализации- в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно- нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 27формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и
среднего подросткового возраста; выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источниках и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные знания, освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 28Примерная программа по географии для основной школы составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 29География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете
людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 30 Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание
на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 31• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации
и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Примерные программы по учебным предметам стандарты второго поколения
Слайд 32Предмет: История России.
Класс: 6
Номер урока: 18
Тема урока: Собирание Руси вокруг
Москвы
Цели урока: через развитие УУД Сформировать представления о Москве
как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы.
Личностные: На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне.
Предметные:
- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды
-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.
Метапредметные:
- определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;
- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;
- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;
- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.
Конструкт урока по предмету «История»
Слайд 33Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему
урока;
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Личностные УУД Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения
Тип урока: Комбинированный.
Ресурсы: мультимедийная презентация, лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания , оценочные листы, тетради
Межпредметные связи: русский язык.
Технология изучения темы: технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.
Слайд 34активная жизненная позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи,
города, Родины;
В результате введения патриотического воспитания в школе у учащихся
должны быть сформированы:
Слайд 35чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству;
Слайд 36Духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.