Слайд 1Плебисцит, референдум, всенародный опрос
Элективный курс по политологии
10-11 классы
Составила учитель истории
МКОУ «Гауфская СОШ»
Кущенко Г.В.
Слайд 2Исторические корни плебисцита, референдума
Плебисцит (в переводе с латинского языка) –
постановления, принимаемые собранием плебеев в Древнем Риме.
В Новое время впервые
идея плебисцита возникла во Франции в эпоху Великой французской буржуазной революции.
Слайд 3Понятие и цель референдума
Референдум – это всенародное голосование граждан по
законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения
Цель референдума –
сформулировать общую волю народа по какому-либо принципиальному вопросу общественной жизни
Слайд 4Законы РФ о референдуме
Конституция РФ (ч.2, ст. 32)
Закон «О референдуме
РФ»
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан РФ»
Права на участие в референдуме имеют право все, кто обладает политическими правами.
Слайд 5Вопросы, выносимые на референдум
На референдум выносятся только принципиальные, социально значимые,
важные вопросы жизни страны.
Слайд 6Референдум не проводится по следующим вопросам
Изменение статуса субъекта Федерации (народ
даже с общего согласия не может отказаться от территориальной целостности
государства)
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ, палат российского парламента (срок полномочий этих лиц ограничен ; существуют иные механизмы: отзыв депутата, импичмент и др. для решения подобных вопросов)
Слайд 73. Финансовые вопросы, т.е. принятие и изменение бюджета, налогов и
сборов( налогоплательщики заведомо заинтересованы только в снижении налогов; обычные избиратели
недостаточно информированы и компетентны в финансовых вопросах)
Вопросы амнистии и помилования (для решения этих вопросов также нужна особая информированность и знания)
Слайд 8Виды референдума
Юристы выделяют такие виды:
1. плебисцит – всенародное голосование по
кардинальным вопросам общественной жизни
2. референдум – голосование народа по законопроектам
или законам
3. всенародный опрос – отражает желание государства узнать мнение народа по какому-то вопросу, чтобы получить потом возможности для преобразований общества в определенных областях и сферах
Слайд 9Ученые-политологи все названные виды называют референдумом и классифицируют их по
юридической силе:
Слайд 10Порядок проведения референдума
1. Инициирует проведение референдума активная группа граждан численностью
не менее 100 человек
2. Группа проводит сбор подписей в поддержку
референдума
Слайд 113. Если собрано не менее 2 млн подписей, то Центризбирком
направляет Президенту свое заключение
4. Президент назначает дату референдума
Слайд 125. Текст публикуется в печати
6. Разрешается агитация за проект.
7.
В СМИ проводится обсуждение проекта
Слайд 138. Проводится голосование
9. Подводятся итоги: если за него отдано более
50% голосов лиц, участвовавших в голосовании, то он считается принятым
Слайд 14Особенности референдума
1. В каком-либо одобрении и утверждении (в сравнении с
парламентскими законами) он не нуждается.
При этом законы, принятые на референдуме
имеют такую же юридическую силу, как и парламентские законы.
Слайд 15Практика проведения референдумов в РФ
Первый референдум проводился в 1991 г.
при СССР. Суть : граждане должны были высказаться хотят ли
они дальше жить в СССР. Был получен утвердительный ответ. Однако вскоре СССР распался.
Слайд 16Второй референдум проводился в 1992 г. в обстановке резкой конфронтации
президентской и законодательной ветвей власти России. Большинство высказались в поддержку
Президента Ельцина
Слайд 17Третий референдум проводился в 1993 г. по вопросу принятия Конституции
РФ. Проект был одобрен и она вступила в силу.
Слайд 18Вопросы
1. Какая страна была родоначальницей референдума?
2.Что это такое?
3. Какие нормативные
акты регулируют референдумы?
4. Кто имеет право принимать в нем участие?
5.
По каким вопросам можно, а по каким нельзя проводить референдумы?
6. Дайте классификацию референдумов по территориальному принципу; по принципу юридической силы.
7. Какова процедура проведения референдумов
8. Сколько референдумов было проведено в России?
9. Какой вопрос вы бы вынесли на всенародный референдум?