Слайд 2Тема урока:
«Подросток и его права.»
Слайд 3Цель:
-познакомиться с основными документами, в которых отражены основные права подростка
(ребёнка);
- познакомиться с правами, которыми пользуются подростки (ребёнка);
Слайд 4План.
1. Основные гражданские права.
2. Политические права.
3.Экономические,социальные и культурные права.
4. Права
ребенка. Правоспособность и дееспособность.
Слайд 5 Основные гражданские права.
Слайд 7ГЛАВА 2.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Слайд 8Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Слайд 9Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Слайд 10Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь
до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной
меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Слайд 11Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только
по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Слайд 12Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную
и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый
имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Слайд 14Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Слайд 15Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются
пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть
и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается
Слайд 16Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане
Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия
Слайд 17Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Слайд 18Экономические,
социальные
и культурные права.
Слайд 19Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Слайд 20Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может
быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Слайд 21Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Слайд 22Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим правонарушением.
Слайд 23Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Слайд 24Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 25Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной
собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Слайд 26Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и
других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Слайд 27Конвенция о правах ребенка.
Принята и открыта для подписания, ратификации
и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. На
территории нашей страны Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Слайд 28 Конвенция о правах ребенка включает шесть групп прав
Слайд 29
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо
до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному
ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Слайд 30Первая группа – право на жизнь, на имя, на равенство
в осуществлении прав
Слайд 31Статья 6
1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет
неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства - участники обеспечивают в максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства - участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
Слайд 32Вторая группа прав – обеспечивает семейное благополучие ребенка
Слайд 33Статья 8
1. Государства - участники обязуются уважать право ребенка на
сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как
предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства - участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Слайд 34Статья 9
1.Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со
своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные
органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
3. Государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка
Слайд 35Третья группа прав – обеспечивает свободное развитие личности ребенка.
Слайд 36Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это
право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи
любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.
Слайд 37Статья 14
1. Государства - участники уважают право ребенка на свободу
мысли, совести и религии.
2. Государства - участники уважают права и
обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.
Слайд 38Статья 15
1. Государства - участники признают право ребенка на свободу
ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права
не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Слайд 39Четвертая группа прав – обеспечивает здоровье детей
Слайд 40Статья 24
1. Государства - участники признают право ребенка на пользование
наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и
восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
Слайд 41Пятая группа прав – способствует образованию детей и их культурному
развитию.
Слайд 42Статья 28
1. Государства - участники признают право ребенка на образование,
и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе
равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
Слайд 43Статья 31
1. Государства - участники признают право ребенка на отдых
и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих
его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
Слайд 44Шестая группа прав – призвана защищать ребенка от экономической и
другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от
античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и т.д.
Слайд 45Статья 32
1. Государства - участники признают право ребенка на защиту
от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может
представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
2. Государства - участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства - участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.
Статья 33
Государства - участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Слайд 46Статья 37
Государства - участники обеспечивают, чтобы:
a) ни один ребенок не
был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство
видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;
b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;
c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;
d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.
Слайд 47Статья 2
1. Государства - участники уважают и обеспечивают все права,
предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их
юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Слайд 48Статья 6
1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет
неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства - участники обеспечивают в максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Слайд 49Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это
право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи
любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Слайд 50Правоспособность выражается в способности субъекта иметь права и обязанности.
(Способность
к обладанию обязанностями реализуется через вступление в обязательные отношения в
качестве должника)
Слайд 51Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать гражданские обязанности и осуществлять их.
Слайд 521. Перечислите, какими правами вы реально пользуетесь в своей жизни?
2.
Каковы основные гражданские права?
3. В чем заключаются политические права?
4. Приведите
примеры экономических, социальных и культурных прав.
5. Расскажите о Конвенции о правах ребенка. Кем и для чего принят этот международный документ?
6. Что такое правоспособность и дееспособность?