Слайд 2План урока.
1.Характеристика понятия «творчество» .
2.Характеристика творческого процесса .
3.Творчество как принцип познания и
эволюции.
4.Заключение.
Слайд 31.Характеристика понятия творчество.
Проблема творчества является одной из традиционных, так называемых
«вечных» проблем философии. Она уходит своими корнями в античную эпоху,
в «осевое время» человеческой истории и даже дальше. Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще: проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания, проблеме возможности познания. Наконец, она связана с комплексом антропологических и эстетических проблем. Не удивительно поэтому, что попытки осмыслить суть творчества предпринимались на протяжении всей истории философии и очень многие мыслители так или иначе, частично или более глубоко, рассматривали эту проблему и находили свои решения проблем и ответы на вопрос, что же такое творчество.
Слайд 4Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов,
размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж.
Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг.
Слайд 5Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не
бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной,
производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.
Слайд 62.Характеристика творческого процесса -
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях,
оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим
миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.
Слайд 8четыре стадии творческого мышления:
Подготовка – формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация
– временное отвлечение от задачи.
Озарение – появление интуитивного решения.
Проверка –
испытание или реализация решения.
Слайд 94.Заключение.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового,
но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего
мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Через творчество осуществляется связь человека с миром.
Слайд 10Таким образом, творчество целесообразно рассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно
соотносится с познанием посредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления,
понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но и как средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.