Слайд 1Познавательная
деятельность
человека
Слайд 21. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека
2. Определить все составляющие
познавательной деятельности
3.Рассмотреть ступени и составляющие ее формы познания
4.Выявить источник познавательной
деятельности человека
Цель:
Слайд 3Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание
мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в
нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни человека. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих.
Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, средства и способы его познавательной деятельности.
Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.
Слайд 4ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний
о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в
зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории познания).
Слайд 5Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие
знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая
включает в себя следующие составляющие:
– объект познания, то есть то, на что направлено познание,
– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),
– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое),
– чувственное познание
Слайд 6Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд,
под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д.
Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
Слайд 7Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть
переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от
живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов .
Восприятие - целостный образ предмета или явления.
Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Такое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Слайд 8Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического
познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства
предметов.
Суждение - связь понятий, с помошью которой отражаются зависимости между вещами.
Умозаключение - связь между несколькими суждениями.
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается прежде всего познания социальных явлений.
Слайд 9Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию,
так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по
форме, ибо не существует вне человеческого сознания.
Слайд 10Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом
познания является само общество. Поэтому необходимо учитывать следующие факторы: взаимосвязь
производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп. Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.
Слайд 11Практика является источником познания. На индивидуальном уровне – это все, с
чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На
общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики.
Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике.
Слайд 12Познавательные отношения человека к миру заключаются в активном и целенаправленном
поиске и получении им знаний
Вывод: