Слайд 1«Притча о человеческой душе»
Слайд 2Крупнейший древнерусский мыслитель и писатель Кирилл Туровский (1130- 1182 г.)
всю свою жизнь прожил в Турове, небольшом городе на реке
Припяти, центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова, и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется "в столп" - уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям.
Слайд 3Главная задача религиозно-философского творчества Кирилла Туровского — задача человека и
его служения Господу. В самом деле, только джентльмен, как «венец
Творения», способен биться за торжество Божией правды на земле.
Слайд 4Суть притчи такова. Некий домовитый дядя, устроив виноградник, посадил защищать
свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти
убогие люди не смогут пробраться за ограду. За осуществление работы он взял обязательство им плату, за воровство — возмездие. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они на пару вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.
Слайд 5Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый мужчина —
это Бог Отец, Его Сын — это Иисус Христос, виноградник
— это почва и мир, а то, что внутри виноградника — рай, изгородь около виноградника, — Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека — ангелы, еда — Слово Божие, незапертые ворота — устроенный Господом строй и вероятность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть корпус человече, а слепец есть душа», а сообща они — образ человека. При этом «стан без суть человеческая хромо ест и не наричеться джентльмен, но труп».
Слайд 6В толковании Кирилла, толк притчи в том, что Господь, создав
мир и землю, обещал даровать ее в родное время человеку,
но джентльмен, преступив закон Божий, решил сам брать обещанное.
Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) — аккурат слепец услышал сладкий аромат из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, как раз он несет на себе хромца. Туровский нарочно комментирует тот самый сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ».
Однако виновен и хромец, более того, быть может, больше виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять.
Слайд 7Виновны оба — и хромец, и слепец. Первый — в
силу того что что искушал, второй — вследствие того что
что не устоял перед искушением. Причина же тому — забвение Божиих заповедей, излишняя опека о теле и безразличие к своей душе: «бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души».
Слайд 8Не само крещение открывает дорога человеку к спасению, но постоянная,
каждодневная, ежесекундная опека о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение
и т. д. Иначе говоря, подлинный тракт спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл — приверженец самых суровых форм монашества — затворничества и столпничества. Ибо только полный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему джентльмен обязан посвятить свою земную существование.