Слайд 1Ранний детский
аутизм
Коррекционная
помощь детям с ранним детским аутизмом
Слайд 2Понятие аутизм
Впервыев ведено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как
«оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений»:
уход от действительной
жизни в мир внутренних переживаний,
сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли.
В.П. Осипов рассматривал аутизм как "разобщенность больных с внешним миром".
В. А. Гиляровский говорил об аутизме как "своеобразном нарушении сознания самого "Я" и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему", при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального.
40-е годы аутизм – клинический синдром с характерным нарушением развития психики, основной чертой которого является психическое одиночество, которое игнорирует все, что происходит извне.( Л. Каннер )
Слайд 3Критерии выраженных форм РДА
глубокие нарушения в социальном
развитии
задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным
уровнем
стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверх пристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды
появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время - появление первых симптомов до 48 месяцев.
Слайд 4Классификация РДА
К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:
1 группа
- с преобладанием отрешенности от окружающего
2 группа - с
преобладанием аутистического отвержения окружающего
3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего
4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим
Слайд 5Коррекционная помощь
Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям
с РДА В. М. Башина.
ДВА НАПРАВЛЕНИЯ
Лечебная помощь
Фармакотерапия направлена
на купирование психопатологических
проявлений болезни,
вегето - сосудистой и
вегето - висцеральной дистонии,
на активизацию ребенка, на
ослабление психического напряжения.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
Слайд 6Программы для обучения детей с РДА
Цель педагогических программ - обучение
детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в
форме предметов, в пространстве; любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
Слайд 7Логопедическая работа
Определение речевой патологии,
Развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха,
постановка звуков, их автоматизация,
Дыхательные, голосовые упражнения,
Расширение словарного запаса,
Развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям,
Работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа,"проигрывания", драматизации разных тем,
Воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.
Психологическая коррекция
Вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности,
Формирование произвольной, волевой регуляции поведения. ( игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание).
Коррекция поведения ребенка, снижение тревожности, страха,
Укрепление взаимоотношений в семье, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Слайд 8Учителю необходимо учитывать: особый темп работы, трудности организации внимания. Детям
нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством
класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий.
Для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.
Слайд 9Большое значение в коррекционной работе имеет:
- пространственно-временная организация аутичного ребенка
в школе.
создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
необходима помощь
в организации себя во времени
среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов.
обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями).
важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы.
для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и
т. д.
Слайд 10Коррекционная работа
Широко используются различные пальчиковые игры, игра в "волшебный
мешочек", нанизывания бус, манипуляции с мелкими предметами.
Детям с более
тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке.
Пересыпая горох, можно имитировать падение капель, сопровождая действие несложным вербальным сопровождением.
Очень полезны действия с пластилином, при этом следует обращать внимание, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась какая - либо поделка.
Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Далее проводятся различные игры с бумагой, изготавливаются поделки.
Слайд 11Методики коррекционной работы
ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
ХОЛДИНГ ТЕРАПИЯ – «ФОРСИРОВАННАЯ ПОДДЕРЖКА»
Слайд 12ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
цель музыкального воздействия - создание отношений не
между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым
для него человеком, с которым он проводит все свое время.
Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.
Слайд 13
Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она
более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании
с движениями.
С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.
Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Слайд 14Холдинг терапия - "форсированная поддержка"
как метод была впервые предложена
М. Welch (1983). Этот метод состоит в попытке форсированного, почти
насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме.
Слайд 15Назначение холдинг терапии - пробиться через неприятие ребенком матери и
развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот
подход включает также большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует удовольствие от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление.
Несомненно, совместный опыт матери и ребенка, приобретаемый в процессе таких занятий, формирует возрастающее чувство взаимной привязанности и, как результат, закрепляет коррекционное воздействие на ребенка. Холдинг- терапия вызывает множество споров среди специалистов и на данный момент не оценивается однозначно. Педагоги – исследователи отмечают, что холдинг-терапия, проводимая согласно всем правилам и подкрепляемая другими формами работы (предлагаемыми В.М. Башиной), действительно дает очень хорошие результаты.