Слайд 1МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ.
Проект выполнили
ученики 6 класса
МОУ «Лицея» Ромашина Алина, Дорофеева
Александра,
Жеглова Полина.
Слайд 2МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ.
«ЗА» И «ПРОТИВ»
НАШ ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ
НАШЕГО ОБЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНИ…
Д.С. ЛИХАЧЁВ
ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
1.
ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ.
2. ПОНЯТЬ, КАК ЧЕРЕЗ ЭТОТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПЛАСТ ОТОБРАЖАЕТСЯ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ, ЕЁ ЦЕННОСТНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ.
ПРИ ЭТОМ СТАВЛЮ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. ПРОСЛЕДИТЬ ЗА РАЗВИТИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
2. ВЫЯВИТЬ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕГО ВИДЫ.
3. ИЗУЧИТЬ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЛЕНГА.
4. ВЫЯСНИТЬ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» СЛЕНГА КАК ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКА.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ СЛЕНГ?
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающие
с нормой литературного языка.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами
группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим, предназначенных для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной).
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
Слайд 5ГЛАВА I. ТРИ МОЩНЫХ ВОЛНЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Связь первой волны
с I мировой войной, революцией 1917 года и последовавшей за
ней гражданской войной.
Слайд 6ГЛАВА I. ТРИ МОЩНЫХ ВОЛНЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Связь второй волны
со Второй мировой войной.
Слайд 7ГЛАВА I. ТРИ МОЩНЫХ ВОЛНЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Связь третьей волны
с перестройкой и последующей за ней годами.
Слайд 8ГЛАВА 2. ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ?
Развитие компьютерных технологий
Вирусняк
– компьютерный вирус,
тырнет, нэтик - Интернет,
смайлы – смешные
мордочки в чатах,
глюк системы, глючит – неполадки в работе компьютера,
мыло – e-mail,
кинуть в офф – оставить сообщение,
юмылить – посылать письма по e-mail,
блохи – ошибки в программе
Слайд 9ГЛАВА 2. ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ?
Современная музыкальная культура
попса,
попсятина – поп-музыка,
дарк - тяжелая музыка,
дрим, хаус, драм,
драмчик (Dram’n Base), транс
свежак - свежая, новая музыка,
релиз – вышедшая в продажу композиция,
трэк – музыкальная композиция,
плэйлист – список музыкальных композиций,
названия действий музыкантов
сбацать - сыграть
Слайд 10ГЛАВА 2. ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ?
Английский, немецкий и
французский языки
Отпанасонить – снять на камеру, сфотографировать
Лаптоп – ноутбук.
Фифти-фифти (fifty-fifty)
– 50 на 50,
респект - уважение,
чейндж – обмен,
лузер – неудачник,
дринк - напиток,
пипл - люди
Безандестенд – не понимать,
Биг ап! – Так держать!
Крэзи (crazy) - сумасшедший,
крэзанутый, прайсовый – дорогой,
бест, бестовый – лучший
Лав стори (love story) – любовная история
Слайд 11ГЛАВА 2. ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ?
Уголовная лексика
аквариум -
помещение для задержанных людей,
бобик - автомобиль патрульной группы полиции,
винтить – арестовывать,
мусора в коробке – полицейские в машине.
фраер, авторитет, мусор - полицейский,
замочить, грохнуть - убить,
стучать – докладывать, пробить по братве
ментовка, ментура – полицейский участок.
Слайд 12ГЛАВА 2. ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ?
Школьный сленг
Слайд 13ГЛАВА 3. АФФИКСАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА.
Имя существительное:
-ух(а): кличка
– кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие –
спокуха.
-аг(а): журналюга, общага, тюряга;
-ар(а): нос – носяра, кот – котяра.
-он: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.
-л(а): водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик)
-щик, -ник, -ач: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;
-як: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, проходняк
-о: наезд, откат, навар;
-к(а): накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.
Слайд 14ГЛАВА 3. АФФИКСАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА.
Глагол:
–ну, -ану- тормознуть,
лопухнуться, ломануться
с- со значением удаления: слинять, свалить (уйти, уехать);
от-
отвалить, откатиться, отгрести (отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.
Имя прилагательное:
-ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский.
Слайд 15ГЛАВА 4. МЕТАФОРИКА – СЛЕДУЮЩИЙ МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА
СЛЕНГА.
Метафоры:
аквариум, обезьянник – “скамейка в милиции для задержанных”,
голяк –
полное отсутствие чего – либо,
гасить – бить,
улетать - чувствовать себя превосходно.
лохматый – лысый,
баскетболист – человек маленького роста,
мерседес педальный – велосипед.
Метонимии:
волосатые – хиппи, корочки – диплом.
Слайд 16ГЛАВА 4. МЕТАФОРИКА – СЛЕДУЮЩИЙ МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА
СЛЕНГА.
Развитие полисемии:
кинуть: 1) украсть что – либо у
кого либо; 2) взять у кого – либо что – либо и не отдать; 3) смошенничать при совершении сделки; 4) не сдержать обещание, обмануть;
ништяк: 1) все в порядке; 2) это не важно, не существенно; 3) неплохо, сносно; 4) пожалуйста;
торчать: 1) находиться под действием наркотика; 2)получать большое удовольствие, как физическое, так и духовное.
Слайд 17ГЛАВА 4. МЕТАФОРИКА – СЛЕДУЮЩИЙ МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА
СЛЕНГА.
Синонимическая или антонимическая деривация: один из компонентов фразеологизма заменяется близким
или противоположным по значению словом общенационального языка или сленга:
сесть на иглу – начать регулярно использовать наркотики,
подсесть на иглу – приучить кого – либо к употреблению наркотиков,
слезть с иглы – перестать употреблять наркотики;
забить косяк – набить папиросу наркотиком для курения
Каламбурная подставка:
бухарест – молодёжная вечеринка (от ”бух” – спиртное),
безбабье – безденежье (от “бабки” – деньги);
жопорожец, запор – машина марки “Запорожец”.
Слайд 18МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ.
«ЗА» И «ПРОТИВ»
Слайд 19МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ.
«ЗА» И «ПРОТИВ»
Слайд 20МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ.
«ЗА» И «ПРОТИВ»