Слайд 1
Развитие представлений личности по Рубинштейну С.Л.
Выполнила студентка I курса
Райлян Татьяна
Слайд 2План:
1. Биографические данные Рубинштейна Сергея Леонидовича
2. Определение понятия «личность»
в разных психологических словарях
3. Развитие представления личности
Слайд 3Список основной литературы:
Рубинштейн С. Основы общей психологии
Слайд 4 Немного из биографии
Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889—1960) - выдающийся российский
психолог и философ. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии»
(1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946). С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. Наторп
Слайд 5
По приезду в Ленинград в 1930 году возглавил вспомогательную
кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена. Научные исследования Рубинштейна
в области психологии получили широкое развитие именно в 1930, после переезда в Ленинград. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»).
Умер в 1960 году в Москве.
Слайд 6
Личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все
внешние.
Определение личности
С.Л. Рубинштейна
Слайд 7Развитие представления личности
Все психические процессы, с изучения которых начинается
анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый
из них в своем реальном протекании зависит от нее. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания и (в смысле переключаемости) и т.д.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.
Слайд 8. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый
вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней
жизни. Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга.
Слайд 9Структура личности по
С. Л. Рубинштейну
Слайд 10Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из
самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается
в нем. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность.
Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Слайд 11Из тенденций (стремлений) выделяется как особый момент установка.
Установка личности
– это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении
к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются.
Установка, так понимаемая, играет значительную роль во всей деятельности личности.
Слайд 12Установка, соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается
не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как
связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.
Слайд 13Во всем расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со
все новыми предметами и сторонами действительности.
Личность, субъект – это
не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" (" Я+Я" – Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру.
Задача психологии – изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления, человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности.
Слайд 14Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и
себя в своих отношениях с окружающим.
Первый этап в формировании
личности как самостоятельного субъекта, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям.
Слайд 15С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности,
первое представление ее о своем "я" При этом человек осознает
свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей.
Слайд 16Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания
является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и
сознания в целом.
Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими.
Слайд 17Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием;
но не у каждого человека те качества его, в силу
которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой.
Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. "Индивидуальность", – говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся известным своеобразием.
Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего
Слайд 18Но личность – это не существо, которое просто вросло в
среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего
окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе. Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться.
Слайд 19Личностью человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности
существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического
созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями нашей психологии. Это реальный живой человек из плоти и крови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения, представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бывают конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него все ширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются внешним образом над низшими; они все глубже в них проникают и перестраивают их; потребности человека все в большей мере становятся подлинно человеческими потребностями; ничего не утрачивая в своей природной естественности, они сами, а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, все в большей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой сущности человека.
Слайд 20ВЫВОД:
Личность есть совокупность внутренних условий, через которых преломляются все внешние.
Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности.
Становление
личности зависит от направленности, навыков, умений, а также от индивидуально- типологических особенностей.