Слайд 1«Речевое насилие как угроза психическому здоровью ребёнка»
Подготовила педагог-психолог ЦРР №91
«Строитель»
Киселева Оксана Владимировна
Слайд 2Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения
с детьми и признаках речевого насилия.
2.Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия
речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3.Отработать с участниками техники:
А) «Я-сообщение и ты-сообщение»
Б) Введения правил, ограничений на действия детей.
Слайд 34 основные формы жестокого обращения с детьми:
1.Физическое насилие .
2.Сексуальное насилие.
3.Психологическое
(или эмоциональное ,в том числе и речевое) насилие.
4.Пренебрежение основными нуждами
ребёнка.
Слайд 4Эмоциональное насилие - это деяние, которое тормозит или вредит развитию
его потенциальных способностей, вызывает у ребёнка состояние эмоционального напряжения, подвергая
опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Слайд 5И.В.Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО
Имеет отношение к отдельным психическим
процессам и механизмам.
Характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи
с проявлениями духа человека.
Психическое здоровье -
Психологическое здоровье -
Слайд 6«Портрет ребёнка, подвергшегося речевому насилию»
Слайд 7Причины насилия:
Семейные – мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают:
недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор
и т.д.
Индивидуальные - темперамент ребёнка. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками.
Социальные – необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению к друг другу строилось по высоким стандартам.
Закон РФ «ОБ образовании» предусматривает ст.56 административное наказание пед. работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника»
Слайд 8К речевому насилию относятся:
Угрозы в адрес ребёнка
Замечания, высказанные в оскорбительной
форме
Принижение успехов
Постоянная критика
Подавление инициативы
Обвинение в адрес ребёнка (брань, крики)
Наказание
за неправильный ответ
Некорректное высказывание о внешнем виде
Насильственное высказывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя
Отказ в утешении , когда ребёнок испуган
Негативная характеристика ребёнка
Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.
Слайд 9Причины речевого насилия:
Психологическая неустойчивость педагогов
Слабое владение коммуникативными навыками
Профессиональная несостоятельность, выражающаяся
в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности
и проблемам ребёнка
Слайд 10Особое внимание Юлия Борисовна Гиппенрейтер и другие психологи уделяют технике
«Я-сообщений». Она заключается в том, что родителям и педагогам лучше
оценивать поступки ребенка, описывая свое состояние, а не его поведение. То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом.
Таким образом мы избавляемся от обвинительного тона, который вызывает у ребенка неприязнь или протест. Разговаривая о поведении ребенка с помощью «Я-сообщений», становится проще строить конструктивный диалог. Так дети станут вашими союзниками в решении проблемы, а не будут чувствовать себя как на скамье подсудимых.
Слайд 11Как общаться с помощью «Я-сообщений»?
1. Чаще используйте «Я-сообщения» для выражения
своих положительных эмоций
. Чаще говорите ему: «Я рад(а) тебя видеть»,
«Я тебя люблю», «Мне нравится играть с тобой».
2. Выслушайте ребенка, не перебивая
Ребенок пока не умеет выражать свои чувства так, как это умеют взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы.
3. Учите ребенка рассказывать о своей эмоции в виде «Я-сообщения»
Слайд 12Учите ребенка формулировать капризы и недовольства с помощью «Я-сообщений». Пусть
он расскажет о том, как он себя ощущает. Например, «Я
не хочу идти на прогулку». Вы отвечаете: «Ты устал и хочешь отдохнуть?». Или девочка пришла с улицы и заявляет: «Я не буду больше играть с Машей, она жадина!». Переформулируйте в: «Ты злишься, что она не дала тебе свою куклу?». Такие фразы позволяют наладить контакт с ребенком: удостоверившись, что его понимают, чадо с готовностью поделится своими трудностями и позволит вам помочь их разрешить.
4. Выражайте недовольство действиями ребенка, но не им самим
Выражать недовольство можно и нужно, но не самим ребенком, а его действиями. «Я-сообщения» позволяют высказать собственные чувства вместо обвинений ребенка: «Я расстраиваюсь, когда ты говоришь плохие слова», а не «Ты говоришь плохие слова», и ни в коем случае не «Ты – плохой мальчик, раз говоришь плохие слова».
Основной посыл, который от вас в данном случае получает ребенок, звучит так: «Ты мне дорог(а), я очень тебя люблю, но твой поступок меня огорчает».
Слайд 135. Расскажите о причинах своего недовольства
После того, как вы высказали
ребенку свое недовольство, используя «Я-сообщения», расскажите о его причинах.
6.
Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка
7. Опишите последствия продуктивного взаимодействия
Вы станете мастером в общении с ребенком, если будете описывать не только то, что происходит, если ребенок не слушается, но и то, зачем вы требуете от него определенного взаимодействия.
Слайд 14Упражнение «Я-сообщение»
«Я-сообщение и ты-сообщение»
Ты-сообщение:
Ну что у тебя за вид! Чучело!
Я-сообщение: ?
Ты-сообщение:
Перестань
тут ползать, ты мне мешаешь!
Я-сообщение: ?
Ты-сообщение:
Что ты за дикарь, сколько
раз повторять, нельзя так носится по дому!
Я - сообщение: ?
Слайд 15«Я-сообщение и ты-сообщение»
Ты-сообщение:
Ну что у тебя за вид! Чучело!
Я-сообщение: Я
не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от
взглядов соседей.
Ты-сообщение:
Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
Я-сообщение: Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто то ползает, и я все время спотыкаюсь.
Ты-сообщение:
Что ты за дикарь, сколько раз повторять, нельзя так носится по дому!
Я - сообщение: ?