Слайд 1Роль психолога при работе в различных медицинских учреждениях
(психолог и
медик: точки взаимодействия)
А.А.Коваль-Зайцев
МГППУ, ф-т КСП
Кафедра нейро- и патопсихологии
Слайд 2Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях
Работа психолога в
условиях поликлинического звена (на примере работы в женской консультации)
Работа психолога
в условиях соматической клиники
Работа психолога в условиях психиатрического стационара
Слайд 3Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи
(на примере
работы в женской консультации)
Цели направления женщин к психологу :
Помощь в разрешении и предотвращении конфликтных ситуаций (в семье, на работе и т.д. )
Помощь в выработке стратегии поведения в необычной ситуации.
Коррекция :
психосоматических отклонений
эмоциональной сферы (депрессивные состояния, неустойчивость настроения, невротические реакции).
устранение страхов и фобий различного генеза.
Выявление причины и роли психогенного фактора в состоянии пациентки.
Слайд 4Работа с пациентками в ходе психологической консультации
Конкретизация запроса на помощь
Создание
мотивации на помощь
Показать возможные «плюсы» и «минусы» работы с психологом
Дополнительный
сбор анамнеза и диагностика
Коррекционная работа
Слайд 5Технические проблемы
Осуществление обратной связи: устное обсуждение или написание заключения под
возникающие запросы
Конфиденциальность информации
Слайд 6Знания, необходимые психологу
Медицинские знания- общие сведения о перинатальном развитии плода,
о физиологических особенностях протекания беременности - для более глубокой оценки
состояния пациентки и возможности вести полноценный диалог с врачом;
Психологические знания: владение знаниями теоретической и экспериментальной клинической психологии и ее разделов – для дифференциальной диагностики малоизученных психологических феноменов, возникающих во время беременности и после родов и адекватной индивидуальной терапии.
Слайд 7Навыки, необходимые психологу
Опыт ведения психокоррекционной работы, компетентность при оказании помощи
в случае посттравматических расстройств (например, при потере ребенка);
умение работать
с разного рода страхами (страх роженицы за свое здоровье, за здоровье ребенка, перед родами и др.);
начальный опыт групповой работы для создания в палатах отделения благоприятного психологического климата.
навыки в области семейной психологии и психотерапии;
свободная ориентация в литературе по данному вопросу (в особенности научно-популярной и периодической).
Слайд 8Работа психолога в условиях соматической клиники (модель «взаимодействие-прикрепление»)
Определение индивидуальной клинической
модели болезни пациента
Создание дифференцированного алгоритма поэтапной тактики оказания медицинской помощи
в зависимости от индивидуальной клинической картины болезни.
Слайд 9Трудности, возникающие во взаимодействии врача и медицинского психолога
Врачи клиницисты
считают, что освобождение или усиление тревоги в ходе психотерапии, приведет
к подрыву позитивного эффекта лекарственного лечения.
Медицинские психологи видят проблему в другом: редукция тревоги, быстро достигаемая за счет психотропной терапии, приводит к избеганию личностной активности вообще и активной роли пациента в процессе психологической коррекции и психотерапии в частности.
Слайд 10Модель «взаимодействия – прикрепления»
Работа медицинского психолога с соматическими больными с
коморбидными психическими расстройствами, осуществляется в сотрудничестве с лечащим врачом, совместно
обсуждаются :
жалобы,
особенности анамнеза больного
предлагаемый режим психотерапевтического или фармакологического лечения больного
Итог сотрудничества включен в дальнейшую работу врача. Лечение касается как соматической, так и психической сферы
Возможны повторные консультации психологом тех же больных и повторные собеседования с врачом-интернистом. Модель позволяет преодолеть недостаточную осведомленность врачей-интернистов в области медицинской психологии/психиатрии, а также снизить потребность здравоохранения в специалистах психологах/психиатрах.
Слайд 11Модель «взаимодействия – прикрепления»
Модель позволяет:
преодолеть недостаточную осведомленность врачей-интернистов в
области общей и медицинской психологии,
снизить потребность здравоохранения в
специалистах психологах/психиатрах.
Слайд 12Работа психолога в условиях психиатрического стационара
Решение вопросов дифференциальной диагностики посредством:
индивидуализированного экспериментального подхода с опорой на системный качественный анализ
Квалифицированного
использования математических методов обработки, где это необходимо
применения качественных и количественных методов оценки.
Слайд 13Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов
Задачу психологического обследования может определять
врач
психолог конкретизирует ее по основным вопросам или ставит собственную
задачу в рамках других видов деятельности (научной, коррекционной и т.п.)
Слайд 14Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов
Выделяют типы взаимодействия:
В рамках специализированного
экспериментально-психологического исследования какого-либо определенного психического процесса (памяти, мышления, восприятия и
т.п.) у аномальных детей.
При обычном диагностическом патопсихологическом обследовании детей, больных шизофренией с определенным набором расстройств (какой-либо фиксированный синдром, наличие сопутствующих расстройств и др.).
Слайд 15Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов
При динамическом (в том
числе катамнестическом) экспериментальном наблюдении детей, впервые заболевших, или имеющих определенный
тип и тяжесть течения заболевания.
Совместный анализ индивидуальных сложных случаев (в виде мультидисциплинарных консилиумов).
Отдельные типы взаимодействия, их сочетание в совместной работе над проблемой специфики проявлений психического дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте.
Слайд 16Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов
Комплексный тип взаимодействия специалистов
дети с патологией влечений –синдром патологии влечений (разного генеза), выявляется
свой набор верифицируемых клинико-психологическими методами нарушений психического развития (снижение уровня обобщения, личностные особенности).
дети с циклотимоподобными расстройствами по большинству характеристик укладываются в рамки индивидуальных различий, важно, что особым образом знаком, соответствующим аффекту, окрашены все психологические параметры деятельности