Слайд 1СНГ
Содружество независимых государств
Выполнил:
ученик 9 Л класса
Роман Юсупов
Слайд 2Создание СНГ
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём
подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь)
Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
Слайд 3В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что
Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и
геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств
Слайд 4Государства-члены организации
Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются
те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали
Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
Слайд 5Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и
принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а
также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).
Слайд 6Цели организации
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов,
поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не
является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Основными целями организации являются:
сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
обеспечение прав и свобод человека;
сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
взаимная правовая помощь;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации
Слайд 7К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод
человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства,
таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Слайд 8Органы СНГ
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в
котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные
вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год[29] Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.
Слайд 9Россия и СНГ
В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ,
посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то
время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».
Слайд 10В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый
ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР
(Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло.
Слайд 11Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР
проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода»
постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».
Слайд 12В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние
годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом
отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:
согласованная миграционная политика,
развитие единых транспортных коммуникаций,
взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах
сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Слайд 13Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении
жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми
войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией (см. Российско-грузинский шпионский скандал (2006)). Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Слайд 14После того как Россия перешла на рыночные цены на газ,
поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов
— низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими.
Слайд 15Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа
через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов.
В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.
Слайд 16Межпарламентская ассамблея СНГ
В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ
— России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана,
Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).
Представлены партии (список требует уточнения): Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.
Председатель Ассамблеи — Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Место пребывания - Санкт-Петербург.
Слайд 17Интересные факты
Любое государство, член СНГ, в праве выйти из организации
в любое время и на свое усмотрение.
СНГ не состоялось как
союзное государство. Де-факто так называемый «институт СНГ» представляет из себя не более чем группу договоров о преимущественно двустороннем сотрудничестве по разным направлениям между Российской Федерацией и некоторыми бывшими республиками СССР.