Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые
богатства - земли, деньги и прочие ценности.
На них зарились и казна, и дворяне
К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и
духовный авторитет, пыталась оказывать влияние
на государственные дела
Со времени принятия христианства на Руси снова
и снова всплывал вопрос: что выше —
«священство» или «царство»,
т. е. духовная или светская власть?
Патриарх Филарет
Боярин (c 1586 года), один из первых
щёголей в Москве, сын влиятельного
Никиты Захарьина-Юрьева, племянник
царицы Анастасии, первой жены
Ивана IV Грозного, он считался
возможным соперником Бориса
Годунова в борьбе за власть после
смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году
Вместе с другими Романовыми,
подвергшимися опале при Борисе
Годунове, в 1600 году был сослан,
пострижен в монахи под именем
Филарет, что должно было
лишить его прав на престол.
В 1610 году он был отбит («отполонён»)
у тушинцев, вскоре принял участие
в свержении Василия Шуйского и стал
активным сторонником «семибоярщины»
Участвуя в переговорах с отцом Владислава,
польским королём Сигизмундом III под
Смоленском и отказавшись подписать
подготовленный польской стороной
окончательный вариант договора, он был
арестован поляками (1611 г.)
1 июня 1619 года был освобождён
? – Что брать за основу для исправления богослужебных книг
Одни говорили, что нужно
исправить богослужебные книги
и обряды, примеряясь к старым,
древнерусским образцам,
решениям Стоглавого собора
(1551 г.), утвердившего
незыблемость обрядов русской
церкви
Другие считали, что в самих
старинных русских рукописях
много описок и ошибок, посему
образцами могут служить только
греческие оригиналы, с которых
когда-то, во времена Древней
Руси, делались русские
переводы
В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи
Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий
Они засели за благое дело - исправление книг, смущающих
людей православных, вводящих их в искушение и грех
Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев - духовник
царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора
в Кремле. В кружок входили Никон - архимандрит столичного
Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из
Юрьевца-Поволжского, Фёдор Ртищев, настоятель Казанского
собора Иван Неронов и др.
При изучении русских рукописных книг выяснилось, что
в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок,
исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти
решили обратиться к греческим оригиналам и ученым
монахам
Фанатическая вера, большой ум, решительный
характер, слава оратора, проповедника,
впадавшего в состояние экстаза, вдохновения,
к тому же - чудотворца, провидца и целителя
сделали его имя известным, и не только в
церковных кругах. На него обратил внимание
Алексей Михайлович
В 1646 г. Никон приехал в Москву.
Состоялась его встреча с царем,
после чего началось быстрое
возвышение – через 6 лет, после
смерти Иосифа, он стал Патриархом
Московским и всея Руси
Патриарх
Никон
1653 г. – Никон начал проводить церковную реформу
1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в
редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг
по греческим образцам (Iисус вместо Iсус)
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным
и отмена «метаний», или малых земных поклонов
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном
направлении (против солнца, а не посолонь)
4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить
не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая)
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати
на просфорах (5 вместо7)
Аввакум Петров
Современная
старообрядческая
икона
Но он столкнулся с противником, равным
себе. Против него выступили бывшие
соратники и друзья по кружку «ревнителей
древлего благочестия». Возглавил их
протопоп Аввакум, во всем похожий на
Никона,- человек страстный и горячий,
фанатичный и нетерпимый
«Ревнители» пишут царю, возражая
против реформы. Но их не слушают.
Свои проповеди и призывы сохранить
«древлее благочестие»” они не прекращают
Аввакум яростно спорит с Никоном,
обличает во весь голос его сторонников
В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских
обрядов отлучили от церкви
Споры «ревнителей древлего благочестия»
и никониан касались обрядовой, внешней
стороны церковной жизни, не затрагивая
сути православия
Сторону «ревнителей» принимали многие
знатные и богатые бояре, церковные
иерархи, крестьяне и посадские люди.
В Москве происходили волнения
противников реформ Никона
Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через
испытания военных действий в польской кампании, Алексей
Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии,
выходки второго «великого государя», к тому же
претендовавшего на политическое первенство
Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы,
которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец
Обидчивый и гневливый Никон не выдержал - на одном из
богослужений в Успенском соборе он отказался от
патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных
им монастырей - Воскресенский Новоиерусалимский к западу
от Москвы
Суд над патриархом
Никоном
(С. Д. Милорадович,
1885 год)
Сожжение
протопопа
Аввакума
Пётр
Евгеньевич
Мясоедов,
1897 год
В 1668-1676 гг. –
продолжалась
осада
Соловецкого
монастыря
После
подавления
Соловецкого
восстания
усилились
гонения на
раскольников
«Гари» следовали одна за другой:
с 1675 по 1695 г. их было около сорока,
в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев
Гонения на старообрядцев продолжались
до XX в. и были признаны ошибочными на
церковном соборе 1971 г.
Крупнейшее современное православное
старообрядческое религиозное объединение в
РФ и за ее границами - Русская Православная
Старообрядческая Церковь, насчитывающая
около миллиона прихожан
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть