Слайд 1ЦЕННОСТЬ
экологического образования
в развитии дошкольников:
управленческий аспект
старший преподаватель кафедры дошкольной
педагогики ПИ ЮФУ
Черноиванова Н.Е.
Слайд 2Всеобъемлющее воспитание и образование,
в основе которого лежит
новая культура
во взаимоотношениях
как между людьми, так и с природой,
субъектом
которой является человек,
естественно называть экологическим
Н.Н.Моисеев
Слайд 3
Экологическое образование – это не часть образования, а
новый смысл
и
цель современного образовательного процесса
(уникального средства сохранения и
развития человека,
продолжения человеческой цивилизации)
В.А.Сластёнин
Экологическое образование
предполагает
обучение бережному отношению человека
к окружающему миру и
совершенствование внутреннего мира самого человека.
Только осознание себя как части макромира;
части, связанной с макромиром бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения
с окружающей средой
Г.А.Ягодин, Л.В.Третьякова
Слайд 4Экологическое образование
с позиций гуманистической модели – процесс,
направленный на
создание условий,способствующих :
1. самореализации и личностному росту ребёнка;
2. становлению экологического
сознания,
эколого-гуманистической картины мира,
основанной на принципах экологической этики;
3. такого отношения к окружающей среде,
которое обеспечило бы мотивированное,
основанное на осознанной необходимости
стремление к овладению знаниями и навыками,
необходимыми для личного участия
в решениями существующих и предупреждения новых экологических проблем
В.Б.Калинин
Слайд 5Экологическое воспитание дошкольников
(в свете идей гуманитарного подхода к экологии)
–
процесс целостного приобщения растущей личности
к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре,
которая содержит в себе
систему отношений,
выработанных человечеством и закреплённых в особых
символических формах. 1993
Слайд 6Экологическое образование –
система социальных норм, правил, знаний, навыков и
институтов, направленных на обеспечение
долгосрочных интересов человека в биосфере.
Смысл
экологического образования
заключается в развитии мировоззрения человека до уровня,
на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решение жизненно важных для популяции вопросов
Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Брудный
Слайд 7Экологическое воспитание –
целенаправленное воздействие
на духовное развитие детей,
формирование
у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности,
умений и навыков
экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое воспитание оперирует такими понятиями
как «ценности – отношение – поведение».
Экологическое образование –
целенаправленное воздействие
на формирование мировоззрения,
осознанного отношения к окружающему,
формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание – мышление – знание». И.В.Цветкова
Слайд 8Экологическое образование
как путь решения экологической проблемы
Конференция ООН по окружающей
среде и развитию
в Рио-де-Жанейро (1992)
«Повестка дня на XXIвек»
программа
работы на следующее столетие
показали всеобщую озабоченность экологическими проблемами:
величайшая из которых - проблема перехода к образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития;
проблема новых нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов.
К этим ценностям относятся
чувство уважения к природе, к жизни во всех её проявлениях, внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы,
не подверженных воздействию таких внешних факторов, как экономический спад, изменение баланса политических сил, личные интересы;
Слайд 9Экологическое образование
как путь решения экологической проблемы
Глобальное Воспитание - важнейший
фактор решения экологических проблем, (считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор)
предусматривает
постановку экологических вопросов
в центр всех образовательных программ:
абстрактные знания без понимания общей картины мира, не подкреплённые личным опытом – причина ошибочных суждений.
Жизненно важно найти такие способы обучения, такие подходы, которые помогали бы формировать способность мыслить грамотно, смело, неординарно;
новый стиль мышления – единственное страховое свидетельство, способное обеспечить общее безопасное будущее;
сохранение окружающей среды невозможно в одиночку:
это проблема коллективная, поэтому без доверительных отношений охрана окружающей среды невозможна;
Слайд 10
согласно прогнозам, 10-ти миллиардам человек придётся учиться жить вместе на
планете Земля.
Это значит, что в ближайшие полстолетия человечество должно
стать вдвое, втрое, вчетверо, изобретательнее, должно добиться стольких же достижений, сколько было сделано за всю историю его существования, т.е. понять:
Разум – гарантия выживания человечества.
Экологическое образование
как путь решения экологической проблемы
Слайд 11Жизнь как критерий экологичности
Качество жизни
определяется здоровьем и счастьем,
причём
и то и другое зависит
от качества окружающей среды, в
которой мы живём.
Процесс экологизации жизни общества
отображает
современную высокую социокультурную динамику
и порождён саморазвитием,
самоорганизацией системы духовной жизни общества.
Слайд 12Ценности, ценностные установки
выполняют регулирующую функцию
в общественных отношениях.
Поведение человека
- результат личных ценностных установок, отражающих
степень его ответственности
по
отношению к другим людям и окружающей среде.
Каждая культура создала уникальную иерархию ценностей, определяющую принципы отношения
к Природе и использования ресурсов.
Слайд 13Познание мира и роли человека в нём
сегодня невозможно без учёта
того, что
всякое знание –
это знание о мире, опосредованное
человеком,
включённое в систему его ценностных ориентации.
Слайд 14Смысл этого знания
снять ряд ошибочных представлений, стереотипов:
«человек –
царь природы», «человек – мера всех вещей»;
«природа-мастерская»;
«природа –
неисчерпаемая кладовая»;
«знание – сила»;
«вредные и полезные», «красивые - безобразные», «опасные и неопасные» животные, растения;
«нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»;
необходимо «улучшать природу», «помогать ей», «приумножать её богатства»;
система запретов «не мусори», «выключай свет», «не ломай ветки».
Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Рыжова
Слайд 15 Цель экологического образования
(анализ изменений за 40лет)
в начале
70-х годов
отечественные специалистами она понималась
только как просвещение
(И.Д.Зверев,
А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина)
во второй половине 80-х
стала пониматься как
формирование бережного, ответственного отношения к природе и забота о защите природной среды
(А.М.Салеева, Н.М.Мамедов)
Слайд 16
в начале 90-х годов
на первый план выдвинулось
формирование экологической
культуры и
становление экологического сознания
(С.В.Алексеев, Э.В.Гирусов, И.Ю.Ширкова, Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова,
И.В.Цветкова)
Слайд 17в начале XXIвека
цель экологического образования
стала определятся с позиций гуманистической
модели
как создание условий, способствующих:
самореализации и личностному росту ребёнка,
становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики;
становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем
(В.Б.Калинин, Д.Н.Кавтарадзе, Г.С.Ягодин).
Слайд 18в начале XXIвека
цель экологического воспитания –
развитие творческих способностей,
обеспечивающих
построение смысловой картины мира как целого,
полноправным представителем которого выступает
действующий, познающий и переживающий человек,
и тем самым –
формирование основ этико-экологического сознания. Н.Н.Вересов
Слайд 19…относится к предмету сознательно…
Что это значит?
Уметь
уже в процессе
непосредственного,
чувственного созерцания
«видеть предмет по-человечески»,
т.е. «интегрально» –
«глазами всех
других людей»,
человеческого рода в целом.
по Э.В.Ильенкову и В.В.Давыдову
Слайд 20Экологическое сознание
изначально опирается
на потенциал творческого воображения
в
данной логике
экологическое сознание представляет собой
смысловой образ мира,
содержанием
которого выступает
расширенная, глобализированая на уровне воображения система
жизненно значимых связей человека и человечества
с действительностью,
а формой –
интегральный, многопозиционный способ мировидения.
Слайд 21Экологическое сознание
особенности составляющего
его образа мира:
смысловой характер,
глобальность,
многопозиционность.
по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву
Слайд 22Освоение этико-экологической культуры
строится как процесс
приобщения детей к
проблемам, тайнам, загадкам внешнего и своего собственного внутреннего мира.
Достижение
этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений)
является лишь условием
развития творческих способностей
(воображения, мышления, рефлексии),
а на этой основе - экологического сознания ребенка.
по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву
Слайд 23Управление качеством работы в ДОУ –
деятельность руководителя образовательного учреждения,
направленная
на совершенствование педагогического процесса;
сегодня это управление должно быть преобразующим,
т.е. деятельность
управленца должна быть направлена
не на констатацию
того или иного уровня качества образовательного процесса,
а на совершенствование профессиональных умений
с целью преобразования
самой педагогической или управленческой деятельности;
Слайд 24Гуманистический характер преобразований
определяет возрастание
роли психолого-педагогических методов управления.
Основной
упор в обновлении
управленческой деятельности делается
на мотивы, ценности, интересы
детей,
педагогов,
родителей,
на человекоцентристскую
философию современного управления.
Слайд 25Управление инновационной деятельностью –
обеспечение
целенаправленной и организованной деятельности коллектива
ДОУ
по обновлению практики образования.
Результатами такого управления
стало появление видового
разнообразия ДОУ -
детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального, эко- и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.
М.Д.Маханёва, О.Л.Князева, Г.Г.Биличенко, Н.А.Виноградова,Н.В.Микляева
Слайд 26Заведующие, возглавляющие такие ДОУ,
поняли, что быть
лидером в образовании
–
это иметь право на мудрость, гибкость,
высокий профессионализм, на
высокую работоспособность, огромную ответственность за работу учреждения,
за результаты работы коллектива;
это оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию,
гибко перестраиваться по всем требованиям жизни,
разумно рисковать.
Слайд 27Но это ещё и другое,без чего
морального права быть руководителем
детско-взрослого коллектива просто не дано.
Это другое заключается в умении
сохранить в себе,
вопреки времени, циркулярам и обязанностям администратора, - детское, любознательное, исследовательское, действенное восприятие жизни.
С его уверенностью
в обязательной победе добра, красоты, справедливости,
с его удивительным свойством жить одновременно в двух мирах: реальном и сказочном,
жить тем, что есть и тем, что будет!
Слайд 28
Развитие
экологической культуры дошкольников -
приоритетное направление деятельности ДОУ
роль детского сада
в этой связи определяется
личностными и профессиональными
качествами педагогов,
культурным
уровнем
педагогического коллектива.
Слайд 29
Воспитатель как «человек экологический»:
понимает экологическую ситуацию планеты, страны, своего региона,
знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию,
практически готов её изменить,
владеет технологиями, т.е. профессиональными навыками развития начал экологической культуры у дошкольников
Слайд 30Технология
организационно-методического руководства развитием экологической культуры дошкольников
(С.Н.Николаева)
административно-управленческий
уровень
воспитательно-образовательный
уровень
Слайд 31Педагогические модели организации экологического образования в детском саду
(Н.А.Рыжова)
Модель «Эколог»
Педагог-эколог
координирует
сотрудничество всех специалистов ДОУ
на основе
интегративного подхода
и
экологизации
различных видов детской деятельности
Модель «Воспитатель»
Воспитатель
реализует
интегрированный подход
через
экологизацию развивающей предметной среды в группе и
экологизацию различных видов деятельности ребёнка
Слайд 32
Научно-методическая поддержка ДОУ
в освоении культуросообразного подхода
к содержанию и практической
реализации
технологий качества экологического образования
стала целью проекта 2
лаборатории
«Личностно-ориентированного образования
детей дошкольного возраста»
ВНИКа
Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону
Слайд 33
Модели
экологического образования
Гуманистическая модель
Традиционная модель
Мир для человека
(Эго - Я)
Человек- мера
вещей
(антропоцентризм)
Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность
Человек – «Хозяин»,
«Царь природы»
Человек
- часть природы
(Эко - Я)
Мера вещей- уникальность жизни (экоцентризм)
Согласование потребностей с экологическими требованиями
Уважение ко всем формам жизни
Слайд 34ГМЭО отличает:
нравственный аспект
обращение к чувственно-образному восприятию,
которое способно кардинально изменять мышление
при опоре на личностно значимый опыт субъекта,
на его систему
потребностей:
потребность в безопасности (быть)
потребность в развитии(жить)
потребность познании мира, себя, смысла жизни
потребность в общении и в любви;
Природа рассматривается как субъект общения.
Слайд 35Методический аппарат ГМЭО
включает комплекс задач
систему первоначальных знаний о
природе как основу развития элементов экологического сознания
(представление
о мире природы как духовной ценности; представление о взаимосвязи природных условий и развития общества),
Педагогическое значение которой
в психологической включённости ребёнка
в мир природы;
Слайд 36Методический аппарат ГМЭО
включает комплекс задач
накопление эмоционально – положительного
опыта общения детей с природой
(природные
объекты как сфера «человеческого», взаимодействия с ними включено в действия этических норм и правил; природные объекты как «значимый другой»)
педагогическое значение, которого становление
субьективного отношение к природе;
Слайд 37Методический аппарат ГМЭО
включает комплекс задач
формирование готовности ребёнка
к правильному взаимодействию с окружающей природой
Педагогическое
значение которой принятие личностью
стратегий и освоения технологий непрагматического взаимодействия
с миром природы.
Слайд 38Феномен программы «Юный эколог»
С.Н.Николаевой
1993 –первая «Программа экологического воспитания дошкольников»,
обстоятельное обеспечение
для взрослых,
методическое и технологическое,
в средних и высших учебных заведениях теоретическая
и методическая подготовка осуществляется по учебным пособиям, составленным С.Н.Николаевой.
Слайд 39Феномен программы «Юный эколог»
С.Н.Николаевой
Содержание программы отражает
ведущие идеи экологии как
биологической науки
Организм и среда
Сообщество живых организмов и среда
Человек и среда
Слайд 40Переосмысления
клише «воспитания любви к Природе»
«воспитание бережного отношения к ней»
Воспитывать
- это пробуждать способность любить Природу:
«...природа, что это такое
как объект любви?
Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория. Способность видеть
эстетическое, прекрасное в природе –
вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения»
С. Л. Рубинштейн
Слайд 41Педагоги осознали,
что увлеклись в приобщении ребенка к миру природы
логическими
способами познания,
выработкой ясных, четких экологических представлений на
информационном уровне,
что ориентирами
содержания экокультурного образования
должны быть выявление
эстетической неповторимости,
экологической ценности природных объектов,
обращение к естественным и социальным стимулам в процессе восприятия ребёнком природных объектов,
развитие его способности эмоционально и деятельностно откликаться на эту встречу.
Слайд 42
Качество процесса экологического образования дошкольников может быть обеспечено, если соответствует
процессу
развития субъективного отношения к природе
Важную роль в становлении субъективного отношения
ребёнка к Природе играют
естественные стимулы природы,
ощущаемые зрительно (цвет, форма, очертания силуэта, симметрия, пропорции, величина, размеры, световые особенности),
аудиально (тон, тембр, ритм, высота),
тактильно (тёплая поверхность, пушистая, мягкая, вязкая, липучая, холодная, колючая),
обонятельно (аромат, неприятный запах) и
на вкус.
Слайд 43Механизмами обработки
естественных природных стимулов
является
эмоциональный тон ощущений
(который сигнализирует ребёнку о значении этих раздражителей для
его жизнедеятельности) и
эмоциональная оценка
(возникающая в процессе сравнения поведения природного объекта с человеком, его поведением).
Слайд 44Результатом
непосредственного контакта ребёнка с Природой является
влечение
ребёнка к ней,
т.е. неосознаваемая или слабо осознаваемая
потребность во взаимодействии с природным объектом.
Такое влечение закладывает
основы доверия и
дальнейшего положительного отношения
к Природе,
способствуя становлению детского поиска информации о влекущем природном объекте.
Слайд 45Социальные психологические стимулы –
это слова-названия природных объектов,
в которых
зафиксирован
опыт взаимодействия общества с природным объектом.
Эстетические социально-психологические стимулы
связаны с выработанными обществом
эталонами прекрасного, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании (красавка, мудрый дуб, плакучая ива).
Этические социально-психологические стимулы -
с принципами и нормами морали,
принятыми в обществе, часто представленными в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведения природного объекта в которых оценивается с точки зрения человеческой морали
(мухомор, чертополох, сорока-воровка)
Слайд 46 Качество экокультурного образования обеспечивает
национальный образ Природы
как содержательный
компонент,
т.к. восприятие природы современным человеком имеет архитипическую и этнопсихологическую
обусловленность
(С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин ).
Тексты материнского фольклора символически представляют мир живого и неживого во взаимосвязи и взаимозависимости.
Психологическое значение этих текстов вызвать положительную эмоциональную реакцию, заложить основы доверительного отношения,
удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, т.е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нём
(М.В. Осорина)
Слайд 47Экологические сведения
(это достоверная научная информация)
могут выступать в качестве
стимула и способствовать этическому отношению к Природе:
через вызываемые
ими эмоциональные оценки,
наиболее значимыми оказываются факты,
которые несут значение
«самый-самый», «похож на меня», «как я».
Чтобы изменить качество экологического образования, воспитатели должны освоить
технологию интеллектуализации эмоций
(механизм, в результате действия которого происходит смена эмоциональных реакций на всё более осознанные интеллектуализированные отношений, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности).
Слайд 48 Результатом
действия эмоциональной оценки
и
интеллектуализации эмоций
является
интерес
как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на
осознание цели деятельности.
Слайд 49ГМЭО и «матрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к Природе
стали основой поиска решений проблемных заданий
участниками лаборатории в 2004
– 2007гг.:
· природная среда как условия обеспечения качества экокультурного образования (ЦРР № 48),
· возможности национальных образов и символов (хлебный месяцеслов ДОУ №267), художественного наследия родной культуры (художественное творчество Н.К.Рериха ЦРР №272, ДОУ 251; сказки-несказки В.В.Бианки ДОУ № 225) как средств развития экологической культуры дошкольников,
· создание ситуаций доверия к Природе и интереса в общении с ней как условие практического обеспечения качества экологического образования (ЦРР № 111, ДОУ №№ 137, 226)
педагогическое проектирование как условие качества экокультурного образования (ЦРР №49).
Слайд 50Мониторинг динамики качества
экокультурного образования –
это условие его реализации
и проектируемый результат деятельности опытно-экспериментальной лаборатории
опыт ДОУ определил
направленность
диагностики в соответствии
со структурой сознания,
личностными качествами и
отношением к Природе
Слайд 51
Направленность диагностики
в соответствии со структурой сознания
Сфера развития экологических представлений личности
Личностные качества,
отношение к Природе
*любознательность
*познавательная активность
*устойчивость интересов
Слайд 52
Сфера развития отношения личности к миру Природы
эстетическое восприятие Природы
*доверие
* творческое
воображение
* умение видеть всё во всём
*способность «быть
другим»
*детское экспериментирование
*родственное внимание к миру
Слайд 53
Сфера становления стратегий
*стратегия наслаждения красотой природы, её
созерцание
* стратегия восхищения, радости от встречи.
* стратегия
«отношение к дарам природы как удивительным и чудесным творениям»
*стратегия «бережной» добывающей деятельности
* стратегия «растениям и животным «лучше живётся» в родной степи, реке»
* «мы природе»
непрагматическое взаимодействие с Природой
коллекционирования, наблюдение, эксперименты,
опыты, энциклопедическая и природоведческая книга ;
декоративно-прикладное, изобразительное
искусство, словесное и музыкальное
творчество, художественная фотография, пластика
потребность в общении с Природой
Слайд 54
и технологий непрагматического взаимодействия с Природой:
* технологии эстетического освоения
природных объектов
* технологии получения научной информации о
мире природы
* технологии взаимодействия с природой в условиях антропогенной среды«
*ресурсо–сберегающие технологии
*технологии природоохран-
ной деятельности.
кинология, фелинология, аквариумистика,
содержание птиц, кролиководство, коневодство
потребность заботиться о Природе ради неё самой