Слайд 1Удмуртский народный костюм
Реконструкции художника-этногрофа, кандидата исторических наук
Л.Молчановой
Презентацию подготовила учитель ИЗО
Косолапова
О.В
МОУСОШ с. Пугачево УР
Слайд 2Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора
у народной песни или сказки.
Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
Его
мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
Л.А.Молчанова
Слайд 3
Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы
По расположению металлических
украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей,
проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма
Слайд 4
Удмуртская одежда
шилась из :
холста
сукна овчины
В одежде выделяются два варианта
удмуртского народного костюма
северный южный
Слайд 5Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до
талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под
рубахой носили штаны.
Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
Слайд 6Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим
воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов
на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
Слайд 7Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э
Часто женский поясной набор
был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда
находился нож
Слайд 8Костюм Азелинского времени.
3-5 века
Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья.
В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
Слайд 9Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века
Шапочка могла
быть и кожаной, и
матерчатой с меховой опушкой
Слайд 10Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9
вв.
Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами
Слайд 11Женские костюмы поломской культуры.
Варнинский могильник. 8-9 вв.
Вышитая налобная повязка
19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она
расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
Слайд 12Женский и девичий костюмы 16-18 вв.
Удмуртские женщины в костюме широко
применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших
в более ранние эпохи
Слайд 13Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).
Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.
К поясу
сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и
наконечником
Слайд 14Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.
Слайд 15Женский и мужские костюмы.
Кузьминский могильник. 11-13 вв.
Слайд 16Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.
С середины 18 века
в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров
и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
Слайд 17Завятский (арский) костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
В 19-20
веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов
– просто фабричная шаль или платок.
Слайд 18Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 19Бесермянский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
Слайд 20Собственно южноудмуртский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
У южных удмуртов
ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в
виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос
Слайд 21Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 22Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско - бодьинский).19
– середина 20 в.
Слайд 23Бесермянский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
Слайд 24Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 25Калмезский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
Слайд 26«Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит
вся неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова