Влияние внешних и внутренних факторов на
процесс образования студентов
Автор: Михайлов Николай
БОУ ЧР СПО ЧЭМК
Научный руководитель: преподаватель высшей категории Коренкова Татьяна Сергеевна
Презентация на тему Презентация на тему Влияние внешних и внутренних факторов на процесс образования студентов из раздела Обществознание . Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Влияние внешних и внутренних факторов на
процесс образования студентов
Автор: Михайлов Николай
БОУ ЧР СПО ЧЭМК
Научный руководитель: преподаватель высшей категории Коренкова Татьяна Сергеевна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………...................................................…...3
1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ …..……....4
2. АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ...5
3. УЧЕБНАЯ ГРУППА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ……….........………….…...5
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ…....…….....…...…….......6
5. САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ...........……....….....…...…..7
6. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС……………..………………….....................................8
7. ВОЗРАСТ СТУДЕНТА……………………….…….......................………….9
8. ВЫВОДЫ …………………………………….……..........................................9
Введение
В современных социально-экономических условиях, когда обществу требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. В техникумах и колледжах, и даже в ВУЗах больше внимания уделяется образованию студентов, их обучению, а не самому процессу получения знаний.
Получение образования - непростой процесс, и во многом зависит не столько от его организации в данном учебном заведении, сколько от самого студента и его
способности к адаптации к новым условиям.
1. Сущность проблемы получения знаний
На успешность обучения студентов влияют многие факторы:
материальное положение, возраст, семейное положение;
состояние здоровья;
уровень доколледжской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной);
мотивы выбора учебного заведения, адекватность исходных представлений о специфике обучения в колледже;
форма обучения, наличие платы за обучение и ее величина, организация учебного процесса в колледже, материальная база учебного заведения;
уровень квалификации преподавателей;
престижность учебного заведения;
индивидуальные психологические особенности студентов.
Успешность обучения молодежи, особенно на первом и втором курсах зависит от личностных качеств абитуриентов, их ориентации на учебу и приобретение профессии. Поступая в колледж, первокурсник входит в совершенно новый для него мир.
Весь период обучения в колледже предполагает постоянное межличностное общение.
Успешность студенческой жизни молодого человека зависит от того, насколько хорошо он смог адаптироваться ко всему новому.
2.Адаптация к условиям обучения
в колледже
Своевременная адаптация студента к условиям обучения в колледже является предпосылкой для успешной учебной деятельности. Именно на первом курсе формируется его отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".
От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже.
3. Учебная группа обучающегося
Учебная группа - это одна из разновидностей малых групп, своего рода ячейка института социализации, в роли которого выступает учебное заведение.
Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, и личностные качества.
Учебная группа играет немалую, даже можно сказать, значительную роль в развитии положительных качеств.
Чем сплочённее и дружнее группа, тем эффективней она работает на развитие каждой личности.
4. Профессиональная мотивация.
Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации.
Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения.
В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии.
5. Удовлетворенность профессией
Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также особенностями его характера.
Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма.
Удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.
6. Самоорганизация студентов
Решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности. Нужно задуматься о том, чтобы студент овладел не только всеми данными ему знаниями, но также умел приобретать их в процессе самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие.
Для формирования у студентов готовности к учебной самоорганизации необходимы внешнее педагогическое воздействие и внутренний процесс развития готовности к этой деятельности, определяющейся необходимыми условиями,
постановкой целей, планированием самообразования, организованным самоконтролем, которые способствуют саморазвитию личности студента как специалиста.
7. Психологические и
психофизиологические
особенности студентов
Особенности процессов возбуждения и торможения человека выступают в качестве физиологической основы темперамента. Под последним имеется в виду совокупность формально-динамических (силовых и скоростных) характеристик поведения человека, не зависящих от содержания деятельности и проявляющихся в трех сферах:
моторике;
эмоциональности;
общей активности.
Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современных колледжах более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой. Поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему.
Выделяют следующие трудности студентов со слабой нервной системой:
длительная, напряженная, ответственная работа;
работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно;
работа в шумной, неспокойной обстановке;
работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п..
8. Учебный стресс
Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении, что препятствует академической успеваемости. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессовых ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение.
В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, чаще, как правило, в период сессии. Его в учебном процессе необходимо регулировать. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки. Стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.
9. Возраст студента
Если посмотреть на студента как на личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, это возраст становления характера и интеллекта.
Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимальности развития интеллектуальных и физических сил. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности.
Учебный процесс нуждается в управлении на всех этапах подготовки студента и является одним из основополагающих факторов в повышении эффективности обучения. Постоянный контроль знаний является неотъемлемым требованием в обучении студентов.
Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели.
Выводы
Каждый студент — это отдельная личность, которая живет каждый по-своему, но под влиянием окружающих внешних факторов.
При анализе данных студентами ответов мы пришли к выводу, что ведущими учебными мотивами у студентов являются профессиональные и престижа личности, менее значимы получение диплома о высшем образовании и познавательная деятельность. На разных курсах роль мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - профессиональный, на втором — престиж личности студента, на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - еще и прагматический. На успешность обучения в большей степени влияют профессиональный и познавательный мотивы. Прагматические мотивы в основном характерны для слабоуспевающих студентов.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть