Слайд 1Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Тема: «Взаимодействие организаций технического и профессионального образования
с
социальными партнёрами»
подготовила:
заместитель директора по
учебной работе
Акжанова Гульсум
Тюлюгуновна
г. Костанай, 2015г.
Слайд 2Взаимодействие организаций технического и профессионального образования с
социальными
партнёрами
Слайд 3«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана»
Н.А. Назарбаев
Слайд 4 Реальная эффективность обучения для удовлетворения
конкретных потребностей производства и развития страны стала возможна
с принятия и начала реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, инициированной Лидером нации, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.
его же инициатива о создании Национального совета по подготовке кадров с участием представителей бизнеса под председательством Премьер-Министра страны К.К.Масимова.
В результате в Казахстане сформирована принципиально новая система управления техническим и профессиональным образованием.
Слайд 5В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития колледжа
является развитие социального партнерства.
Слайд 6Социальное партнерство – это гибкая и открытая система
Социальное партнерство –
взаимодействие колледжа с субъектами экономической жизни в сфере труда для
повышения эффективности профессионального образования и компетентности рабочей силы.
Именно эта совместная работа с работодателями позволит существенно модернизировать учебный процесс, сформулировать и довести до студента компетенции, профессиональные умения и требования работодателей к специалистам.
Слайд 7Взаимодействие колледжа и социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь
при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на
всех этапах образовательного процесса.
Конечный результат взаимосвязей производства и колледжа зависит в основном от таких факторов, как системный характер процесса осуществления взаимосвязей и эффективный механизм взаимодействия.
Слайд 8Системный подход
к осуществлению взаимосвязей колледжа и производства прежде всего предполагает,
что производственные предприятия (социальные партнеры) следует рассматривать в качестве педагогической
подсистемы целостного процесса подготовки специалистов среднего звена.
Производство, с одной стороны, формирует заказ на специалиста с определёнными качествами и видами деятельности, которые отражены в квалификационной характеристике будущего специалиста, с другой - создаёт необходимые условия для качественной производственно- технологической подготовки и творческой деятельности студентов. Таким образом, производство принимает непосредственное участие в процессе формирования специалиста с заданными качествами.
Слайд 9Модель специалиста - выпускника
Слайд 10 В основу системы новых принципов организации профессионального образования положена глубоко
интегративная, по сути своей, идея :
«Работодатель определяет чему учить,
образовательные учреждения
– как учить»,
что способствует успешной реализации
задач социального партнерства и ведущего
принципа: «ориентация на потребности рынка труда».
Слайд 11 Необходимо:
Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социального партнерства, работу
колледжа по обеспечению качественной подготовки специалистов востребованных на рынке труда.
Определить направления для дальнейшего развития социального партнерства, возможности дуального обучения.
Решать проблемы с трудоустройством выпускников.
Слайд 12Нормативная правовая база для организации государственно-частного партнерства в профессиональном и
техническом образовании.
Проблемы и перспективы.
Слайд 13Р
Что сделано?
Республика Казахстан я активно развивает систему государственно-частного партнерства в
профессиональном и техническом образовании.
Созданы и начали работу отраслевые, межотраслевые
и региональные координационные советы по развитию ТиПО, в состав которых входят представители частного сектора.
Разрабатываются профессиональные стандарты, которые в отличие от государственных образовательных стандартов будут содержать не требования к процессу обучения, а перечень компетенций специалиста, то есть требования к результату.
Национальный аналитический центр приступил к реализации пилотного проекта для апробации возможных механизмов государственно-частного партнерства в сфере ТиПО - АО «Холдинг «Кәсіпқор», который объединит несколько учебных заведений на принципах корпоративного управления и привлечет частные инвестиции.
Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разработан механизм социальных контрактов, который предусматривает заключение трехстороннего соглашения (Центр занятости, студент и работодатель) и возмещение бизнесу затрат на подготовку конкретного работника.
Слайд 14Каковы проблемы и пути их решения?
Во-первых, государственная политика в настоящее
время направлена на развитие взаимодействия крупного бизнеса с системой ТиПО
и в меньшей степени учитывает интересы малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, некоторые формулировки показателей в стратегических документах создают ложные ориентиры для системы ТиПО.
В-третьих, привлечение бизнеса к планированию государственного образовательного заказа значительно повысит его эффективность.
В-четвертых, для привлечения бизнеса к софинансированию обучения необходимо иметь прозрачную методику расчета затрат.
В-пятых, бизнес может предложить альтернативные и более эффективные способы предоставления образовательных услуг.
Слайд 15 - несоответствие объемов, структуры и
содержания подготовки рабочих кадров и специалистов перспективам развития высокотехнологичного производства
предприятия;
- несовершенство механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей;
- отсутствие системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства;
- недостаточная практико-ориентированность в подготовке кадров для конкретного предприятий;
- несоответствие учебно-материальной базы образовательного учреждения современному уровню развития высокотехнологичного производства, а также уровня кадрового потенциала образовательного учреждения – инновационным задачам развития производства;
- несоответствие программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;
- недостаточная реализация инновационных форм и методов обучения;
- отсутствие системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки специалистов со стороны работодателей.
Слайд 16Что дает нам социальное партнерство?
Социальное партнерство с организациями открывает
для нас дополнительные возможности:
упрощается доступ к информации о
региональном рынке труда (кадры каких специальностей и в каком количестве потребуются на рынке труда);
обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов в колледже;
упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программного обеспечения, отвечающих требованиям работодателей;
открываются более широкие возможности для
организации практики обучающихся;
появляются возможности для организации кратко-
срочной стажировки педагогических работников колледжа;
расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Слайд 173 этапа создания современной модели социального партнёрства можно выделить
1 этап
- подготовительный.
Маркетинговая группа проводит маркетинговые исследования по направлениям:
Изучение
рынка рабочей силы. Оно осуществляется через центр
занятости, агентства по трудоустройству.
Определение рыночного потенциала и тенденции развития
учебного заведения.
Изучение конкурентов на рынке образовательных услуг:
* определение существующих и потенциальных конкурентов
в регионе,
* анализ показателей деятельности
конкурентов,
* оценка маркетинговой стратегии конкурентов,
* выявление преимуществ и недостатков
в деятельности конкурентов.
Слайд 183 этапа создания современной модели социального партнёрства можно выделить
2 этап
- организационный.
На этом этапе необходимо теоретически разработать модель социального
партнёрства, создать условия для её функционирования, определить круг социальных партнёров, заключить необходимые договоры о сотрудничестве.
Одна из трудностей второго этапа – это неумение учитывать взаимные интересы из-за отсутствия коммуникативных навыков.
Слайд 193 этапа создания современной модели социального партнёрства можно выделить
3 этап
– функциональный.
Это этап устойчивого взаимодействия, в ходе которого определяются задачи
и функции социальных партнёров. Для этого намечаются необходимые мероприятия, формируются организационные структуры социального партнёрства, утверждаются документы, регулирующие их деятельность, т.е.
формируется технология социального
партнёрства.
.
Слайд 20Договор о социальном партнерстве определяет основные цели:
обеспечение развивающегося рынка
труда необходимыми
кадрами требуемых специальностей с учетом основных
тенденций стратегического развития образования в
регионе;
обеспечение баланса спроса и предложения на кадры
экономического и правового профиля;
получение обратной связи от работодателя;
повышение конкурентоспособности
выпускников колледжа;
быстрая адаптация выпускников на рынке
труда.
Слайд 21Формы работы колледжа с социальными партнерами:
договорная (включает все виды
взаимодействия на основе двух- трехсторонних
договоров);
организационная (оказание работодателям
информационных и консалтинговых услуг,
проведение семинаров, курсов повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки кадров по запросам
работодателей и др.).
Слайд 22Предметом заключаемых колледжем договоров о сотрудничестве является
совместная работа в
области научно-
методической деятельности,
оказание взаимных услуг,
профориентационная работа,
организация производственной
практики студентов колледжа
с целью освоения ими всех
видов профессиональной
деятельности по специальностям.
Слайд 23
Необходимо обратить больше внимание на такие формы сотрудничества с социальными
партнерами, как:
курсы повышения квалификации сотрудников социальных партнеров на базе колледжа;
консультация выпускников по курсовым проектам;
рецензирования учебных пособий, разработанные инженерно-педагогическим коллективом;
оказание безвозмездной материальной помощи;
встреча с родителями на родительских собраниях;
стажировка преподавателей спецдисциплин;
участие в семинарах;
мастер класс;
презентации продукции.
.
Слайд 25 Социальные партнеры и
базы практики колледжа
– 25 организаций и учреждений
ТОО «Аудиторская компания «Есепаудит»»
КГУ «Центр занятости акимата Костанайского района»
ГУ «Налоговое управление по г. Костанай»
ГУ «Департамент юстиции Костанайской области Министерства юстиции РК»
«Костанайская областная палата оценщиков»
ГУ «Департамент статистики Костанайской области»
Костанайская областная коллегия адвокатов
ГУ«Канцелярия Костанайского областного суда»
Управление внутренних дел г. Костанай»
ТОО «Кооператор ПТФ»
ТОО «Оптовая и розничная торговля»,
ТОО «Таун Жер»,
ТОО «Eur Asian Holding
ТОО «ОфисСервисПлюс» и др.
Слайд 26 Укрепление и развитие социального партнёрства – основа качественной
подготовки специалистов и трудоустройства выпускников.
Слайд 27Есть над чем работать!
Спасибо
за внимание!