Слайд 1«Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования»
Жданов А.В., к.п.н., ст.преподаватель СПБ АППО
Слайд 2
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая
тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью
повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребёнка, сохранения его здоровья.
Слайд 3
Актуальность физического развития детей определяется следующими факторами:
Перед детским садом в
настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по
укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундоментальной составляющей общечеловеческой культуры.
В России сегодня наблюдается острый интерес к физическому воспитанию детей и пропаганде здорового образа жизни.
Включение физического образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, а у родителей – создание условий для занятий спортом.
Слайд 4
Практика физического воспитания в ДОУ, по своему учитывает возрастные особенности
дошкольников. Традиционные методики используются в качестве «натаскивания» детей в сфере
выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений: бег, ходьба, прыжки. А работа по усвоению двигательных навыков подменяется «тренерской». С учетом этого и возникла необходимость фундаментального статуса физического воспитания, имеющего значение в психофизическом развитии ребёнка-дошкольника.
Слайд 5
В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая
дошкольное, установлены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, представляющие собой совокупность трёх
групп требований:
- к структуре Программы;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам усвоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Слайд 6
Стандартизация в образовании = деятельность по установлению норм, правил и
требований в целях обеспечения:
-безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного
процесса;
- повышения качества образования;
- экономии всех видов ресурсов;
- единства измерения результатов образовательного процесса.
Слайд 7
При разработке Стандарта учтены:
- особые образовательные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком
основной образовательной программы на разных этапах её реализации.
Слайд 8
Именно Стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому
ребёнку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность
достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России
Слайд 9
Содержание охватывает:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
«Физическое
развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и
«Физическая культура».
Слайд 10
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа
дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных
областей в соответствии с их спецификой и возможностями
Слайд 11
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как
средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет
вносить в содержание образования усвоение фундоментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Слайд 12
В образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная
на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического
здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
Слайд 13
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою
очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к
здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Слайд 14
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух областей, основанная на
совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать
предпосылки для обеспечения полноценного развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей
Слайд 15
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решения ряда специфических задач:
- развитие
физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
-
накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 16
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры
здоровья детей через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 17
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить
формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т.е.
вести здоровый образ жизни
Слайд 18Механизмы реализации:
Всегда учитывается группа здоровья ребёнка и ограничения в двигательной
деятельности, определённые медицинскими показателями.
Освоение ЗУН будет затруднительно, если не будет
личного примера взрослых (родителей и педагогов).
Автоматизация двигательных навыков невозможно без поддержки семьи.
Предметно-пространственная среда требует специальных условий (тренажеры, пособия, форма)
Слайд 19
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива,
а также родителей воспитанников. Именно поэтому в ДОУ разработано комплексно-тематическое
планирование, которое помогает решить задачи интеграции.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Слайд 20
Реализуется совместный проект детского сада и родительской общественности по изготовлению
нетрадиционного оборудования для проведения как НОД, так и самостоятельной двигательной
деятельности детей.
В разработанное комплексно-тематическое планирование для всех возрастных групп включен валеологический блок.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется физкультурный зал со спортивным оборудованием, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовать потребность в движении
Слайд 21
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ
выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность
ребёнка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.
Слайд 22
Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по здоровьесбережению как
ведущий принцип организации деятельности в ДОУ направлена на достижение единой
цели- формирование здорового образа жизни.
Слайд 23
Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня
ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание
своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребёнка в будущем.