Слайд 1Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Слайд 2Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч.Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας
Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου[источник не указан 222 дня] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы
Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви .
Слайд 3Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет
ранг «праздника» (festum).
Слайд 4Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября
н.ст.) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных.
Слайд 5Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В католической и некоторых православных церквах отмечается 8
сентября по григорианскому календарю.
Слайд 6Событие праздника
Событие праздника
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы —
Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо
Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Слайд 7Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества
и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии
такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы.
Слайд 8Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В Новом ЗаветеВ Новом Завете содержатся очень скудные
сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего
не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифическогоВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия ИаковаВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).
Слайд 9Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из
Иерусалима — ИоакимаСогласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима —
Иоакима и Анны — долгое время не было детей.
Слайд 10Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву,
первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю».
Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась.
Слайд 11Видение ангела
В это время им обоим было видение ангела, возвестившего,
что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и
о потомстве твоём будут говорить во всём мире».
Слайд 12Золотые ворота
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых
ворот Иерусалима:
Слайд 13Иоаким
И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая
у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и
сказала:
Слайд 14АННА
Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь
не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!
Слайд 15Покой
И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.
—
Протоевангелие Иакова (4:7-8)
Слайд 16Анна
После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли
положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».
Слайд 17Обет
Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было
тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения
до совершеннолетия.
Слайд 18«Протоевангелие Иакова»
Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции
католической и православной церквей.
Слайд 19Иконописцы
К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и
великие западные художники (например, Джотто).
Слайд 20Дата празднования
Дата празднования
Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на
9 месяцев от даты православного праздника ЗачатияДата Рождества Богородицы (8
сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет:
Слайд 21Дата празднования
«Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7
месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо.
Слайд 22Дата празднования
В латинском обрядеВ латинском обряде Католической церквиВ латинском обряде
Католической церкви и у англиканВ латинском обряде Католической церкви и
у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы МарииВ латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).
Слайд 23Сирийская церковь
В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября,
в то время как коптские христиане Рождество Богородицы празднуется также
8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая.
Слайд 24Базилик святой Анны
Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике
святой АнныСвятая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой
Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима .
Слайд 25Первое упоминание
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в
V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского
(439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496)..
Слайд 26Греческая церковь
Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень
скоро после этого появился в Риме и распространялся на их
дочерние церкви. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин Блаженный..
Слайд 27Палестинское предание
Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме
построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .
Слайд 28VII век
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века,
праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной
службы вплоть до XIIНесмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков..
Слайд 29Лионский собор
Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал
октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий
XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) установил для праздника бдение (vigilia) с постом) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
Слайд 30Монастырь святой Анны
Вход в монастырь святой АнныВход в монастырь святой
Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима
и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима .
Слайд 31Тропарь
Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация)На русском.Тропарь праздникаРождество Твое, Богородице
Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце
правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь
Слайд 32Кондак
Кондак праздникаИоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева
от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То
празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни
Слайд 33Задостойник
ЗадостойникПрипев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем
девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася.
Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
Слайд 34Величание
ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и
всеславное славим рождество Твое.Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых
Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются.
Слайд 35Место Рождества
Место Рождества
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и
католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который
находился в северо-восточной части Иерусалима.
Слайд 36Львиные ворота.
Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных
ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и
места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м
Слайд 37Монастырь святой Анны
На православном месте построен монастырь святой Анны, на
первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а
под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Слайд 38Вифезда
Католики указывают место дома в непосредственной близости от ВифездыКатолики указывают
место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там
базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Слайд 39Презентация выполнена уч. Куликовой З.Е по материалам из интернета