Слайд 1Алгоритм создания
урока открытия
нового знания в начальной школе
Выступление на
семинаре,
УМК «Перспектива»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
г.
Салехард»
Автор: Назаренко Алла Марьяновна,
учитель начальных классов
Слайд 2 Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание
теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с «голубой
каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков.
Слайд 3В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа
Цели урока открытия
нового
знания
Слайд 4Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов
Структура урока
открытия
нового знания
Слайд 5 Мотивация
к учебной деятельности
Слайд 6
Эпиграф к уроку.
Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок,
загадок.
Психологический тренинг.
Графический диктант.
"Да-нет".
Рифмованное начало урока.
Начало урока с элементами театрализации.
Эмоциональный вход
в урок (музыка, аутотренинг).
Интеллектуальная разминка.
Прием "Светофор".
Приемы для этапа мотивации
Слайд 7Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии
Слайд 8Приемы
для этапа актуализации
Анализ выполнения домашнего задания.
Проблемный вопрос или проблемная
ситуация.
Интеллектуальная разминка.
Мозговой штурм.
Прием "Почини цепочку".
Видеосюжет.
Лото.
Смена ролей.
Театрализация.
Ряд ассоциаций.
Слайд 9Этап выявления места и причины затруднений
Работа на данном этапе строится
следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух:
что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Слайд 10Приемы для этапа выявления места и причины затруднений
Прием "Птичий
базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но
все сразу и вслух)
Кластер.
Мозговой штурм.
Подводящий диалог.
Прием "Яркое пятно".
Группировка.
Домысливание.
Составление алгоритмов.
Слайд 114. Этап построение проекта
выхода из создавшейся ситуации
Тема:
Цель:
Слайд 12Приемы для этапа построения
проекта выхода из
создавшейся ситуации
Слайд 13 Реализация построенного проекта
Цель этого этапа
ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на
практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы
Вопросы к тексту.
Доклад.
Лови ошибку.
Пресс-конференция.
Проблемный диалог.
Фантастическая добавка.
Деловые игры.
Проблемный поиск.
Ромб ассоциаций.
Слайд 14Этап первичного закрепления
с проговариванием
во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой
теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы
Комментирование чтение.
Вопросы к тексту.
Синквейн.
Пресс-конференция.
Презентация.
Прием "Снежный ком".
Рассказ-эстафета.
Прием "Удивляй".
Аукцион.
Таблица "? + !".
Слайд 15Этап самостоятельной
работы с проверкой по эталону
На
данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по
предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы
Щадящий опрос.
Деловые игры.
Прием "Да-нет".
Найди соответствие.
Творческие тесты.
Работа на компьютерах.
Мини-проекты или мини-исследования.
Диктанты (цифровой, буквенный).
Слайд 16Этап включения в систему знаний и повторения
Цель этого этапа зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое
знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы
Кластер.
"Найди ошибку".
Шесть шляп.
Тестирование.
Различные виды опросов.
Эссе, резюме.
Контрольная работа или диктант.
Восстанови текст.
Свои примеры.
Слайд 17Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На
данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке
и результаты своей деятельности.
Приемы
Таблица "+ - ?".
Свободный микрофон.
Дерево настроения.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Цветотехника.
Пантомима.
Тонкие и толстые вопросы.
Синквейн.
Слайд 18Список литературы
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«6» октября 2009 г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
О.С. Анисимов. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: "Агро-Вестник", АМБ-агро, 2000.
Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. ? М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. ? М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.