Слайд 1
Диагностика
детско-родительских отношений как способ выявления жестокого обращения с детьми.
Жолчева
Г.М.
Слайд 2Рисуночная методика
“Семья, которую хочу”
Цель: выявление психологической атмосферы в семье.
"Семья,
которую хочу". Хочу семью, пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда
лишь только вместе, чтоб каждый был за всех, а все - за одного!
Слайд 3Методика Рене Жиля
Цель теста - исследование сферы межличностных отношений и
их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить :
1. отношения ребенка с другими людьми:
· отношение к матери;
· отношение к отцу;
· отношение к братьям и сестрам;
· отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам.
Слайд 42. особенности самого ребенка:
стремление к общению;
стремление к
доминированию, лидерству ;
конфликтность, агрессивность;
реакция на фрустрацию;
стремление к уединению.
Слайд 51. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком,
где сядешь ты.
Слайд 64. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого
стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра)
Слайд 7Анкета на выявление жестокого обращения с детьми
Цель: выявить наличие жестокого
обращения
1.Приходилось ли тебе убегать из дома?
-да;
-да, из-за ссоры с родителями;
-нет.
2.К
тебе применяли физические наказания?
-да;
-нет;
-иногда;
3.Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением над личностью?
-да;
-нет;
- это моя обычная жизнь.
Слайд 8Опросник АСВ
Цель: выявить тип семейного воспитания.
1. Потворствующая гиперпротекция
2.Доминирующая гиперпротекция
3. Эмоциональное
отвержение
4. Жестокое обращение
5. Гипопротекция
Слайд 9Методика PARI
Цель: получение полной и объективной информации о семье.
Отношение
родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков,
их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
партнерские отношения (14);
развитие активности ребенка (15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Слайд 102. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков,
их номера по опросному листу 8, 9, 16):
раздражительность, вспыльчивость (8);
суровость, излишняя строгость (9);
уклонение от контакта с ребенком (16).
Слайд 113. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера
по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
чрезмерная
забота, установление отношений зависимости (2);
преодоление сопротивления, подавление воли (4);
создание безопасности, опасение обидеть (6);
исключение внесемейных влияний (10);
подавление агрессивности (12);
подавление сексуальности (18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
стремление ускорить развитие ребенка (20).
Слайд 12Тест
"Взаимоотношения в семье"
Цель: выяснить характер семейного уклада
Вы считаете взаимоотношения
в Вашей семье:
Очень хорошими
Хорошими
Не очень хорошими
Плохими
Не очень плохими
Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
Да
Не совсем
Нет
Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) __________________________________________________________
Слайд 13ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
ЦЕЛЬ: выявить отношение родителей к ребенку.
Принятие – отвержение
ребенка: 3, 5, 6, 8, 10,12, 14,15, 16, 18, 20,
23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31,33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17, 22, 54, 61.
Слайд 14За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а
за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы
свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Слайд 15Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24
до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого
имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Слайд 16Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются
признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что
интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Слайд 17Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны
для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый
человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале –1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Слайд 18Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят
о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по
отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале –1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Слайд 19Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8
баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка
маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.