Слайд 1Экологическая культура-
важный фактор становления личности
Слайд 2 В. А. Сухомлинский :
"Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков
в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".
Слайд 3В.И. Вернадский
Одним из первых подошёл к проблеме экокультуры.
Этот знаменитый
мыслитель и исследователь впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался
проблемами человеческого фактора в существовании мира.
Слайд 4Экологическая культура
– это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и
оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь
необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе
Слайд 5Сущность понятия "экологическая культура"
раскрывается в определениях
И.Д. Зверева, А.И. Захлебного,
С.Н. Николаевой, Л.П. Печко,
Т.В. Потаповой, Л.П. Симановой,
Н.А. Рыжовой, В.А.
Ясвина и др.
Слайд 6Экологическая культура включает
знания в областях валеологии, как науки об индивидуальном
здоровье человека, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического
сознания, субъективного и субъектного отношения к природе, научно–медицинских основ экологической культуры человека и социально-медицинских вопросов здоровья
Слайд 7Экологическая культура
- это качество личности, компонентами которого являются: интерес к
природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах
ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении
Слайд 8Структура экологической культуры личности
Экологические убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному
миру, любовь к природе (экологическая сознательность)
Экологические знания,
представления, умения, навыки
(экологическая образованность)
Экологические
поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях
(экологическая деятельность)
Слайд 9Условия оптимального развития экологической культуры
– педагогическая диагностика уровня развития экологической
культуры детей;
– целенаправленное общение школьников с природой;
– организация разнообразной экологической деятельности
учащихся;
– междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся;
– систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры;
– единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы;
– показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы;
– использование искусства в процессе развития экологической культуры;
– организация мышления учащихся в процессе экологического образования;
– создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;
– взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры.
Слайд 10Экологическое воспитание-это
процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется
знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения
и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.
Слайд 11Основные принципы экологического образования:
комплексность и междисциплинарный подход;
систематичность и непрерывность
изучения экологического материала;
сочетание обучения с выходом в сферу практики;
взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;
учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Слайд 12ЗАДАЧИ экологического образования:
Формирование эмоционально-положительного отношения к природе.
Усвоение учащимися знаний
по экологии природных систем.
Формирование навыков исследовательской и практической деятельности
в природе.
Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой.
Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.
Слайд 13Экологическое сознание - это
совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в
системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе,
а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней".
Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры.
Слайд 14Основные этапы работы:
1. Диагностический.
2. Прогностический.
3. Организационный.
4. Практический.
5. Обобщающий.
6. Рефлексивный.
Слайд 15Экологическая этика- это
нравственные нормативы, которые регулируют отношение человека к природной
среде.
В этом понимании экологические проблемы выступают в большей мере
как проблемы нравственные.
Слайд 16Направления деятельности по экологическому воспитанию:
Просветительская работа с обучающимися
Природо
- охранительная деятельность обучающихся
Научно - исследовательская работа обучающихся и
педагогов
Слайд 17Формы работы по экологическому воспитанию:
· Практическое участие детей в краеведческих
экспедициях, туристических походах, экскурсиях и т.д.
· Работа экологических клубов,
научно-исследовательского общества, др.
· Экологические акции по охране природы родного края.
· Общественно - полезный труд экологической направленности.
· Разнообразные виды коллективно - творческой деятельности экологического характера.
Слайд 18Показатели высокой экологической культуры
наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и
представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами,
сформированность системы
убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе,
выполнение научных исследований по экологической тематике,
актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы,
понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа-человек-общество,
практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений,
постоянная потребность в общении с природой.
Слайд 19Литература:
Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999
г.
Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995 г.
Новиков Ю.В. Экология,
окружающая среда и человек; М., 2000 г.
Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999.
Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 1998.
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999.
Тупикина Н.Ф., Орлова Н.С. Личностно-ориентированные технологии в системе экологического образования преподавателей географии // География и экология в школе ХХI века. – 2006. - № 5.
Анисимов О.С. Педагогические проблемы формирования онтологического мышления в экологическом образовании // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Серия "Экопедагогика". – 2004. - №1.
Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. – М., 2004.