Слайд 1Поощрение и наказание в процессе
воспитания ребенка
Денисова И.А.-
учитель
музыки и ИЗО
МАОУ СОШ № 45
г. Калининград
2014год
Слайд 2Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах:
материальной
и психологической (духовной).
"Куплю конфету – не куплю конфету".
Поощрение (внимание
к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев
Слайд 3Ограничители похвалы:
не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не
своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
не хвалить больше
двух раз за одно и то же;
не хвалить из жалости;
не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных
по способу и степени проявления.
Слайд 4Типы похвалы:
1. "Компенсация". Используется для тех детей,
у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер,
неудачи в жизни).
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность.
3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их.
5 "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
Слайд 5Рекомендуемые формы наказания
вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в
углу и т.п.;
лишение поощрений и привилегий;
осуждение поведения;
Никогда нельзя использовать как
наказание физическую или умственную работу.
Слайд 6Правила наказания детей
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что
наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным,
он не остается без родительской любви.
При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
Слайд 7При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается
только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"
Нельзя наказывать лишением любви!
Слайд 8Физическое наказание детей
Когда необходимо физическое наказание детей
Физическое наказание детей правомерно,
если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья.
Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)
Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
Слайд 9Жестокое обращение с ребенком в семье
Слайд 10Научными исследованиями установлено, что:
насилие в той или иной форме совершается
в каждой четвертой российской семье;
ежегодно около 2 млн. детей в
возрасте до 14 лет избиваются родителями;
для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
Слайд 11Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность –
эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров
или недоступность чего-то желанного.
Слайд 12Жестокое обращение с детьми:
основные формы жестокого
обращения с детьми:
Физическое
насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) -
вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Слайд 13Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о
правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры
защиты (ст.19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Слайд 14Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия,
в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
за преступления против
семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Слайд 15Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства
(ст.54)
право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства
принять меры по защите ребёнка (ст.56)
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Слайд 16Четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
2.
Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
3. Перестаньте шантажировать.
4. Избегайте
свидетелей.
Слайд 17Дети – главный подарок для мира,
С ними чудесней земная картина.
Всё
понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы
их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!
Виктор Павлов
Слайд 18Любите своих детей !
Они самое дорогое в жизни!