Слайд 1Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
Учитель: Яценко В.Н.
Государственное учреждение
образования «Средняя школа №9 г.Могилева»
Слайд 2 Выпускнику современной школы, чтобы быть успешным в учебе и
в работе, необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком. Ему
должна быть присуща потребность к познанию нового.
Данные качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. И это является одним из важнейших личностных, социальных смыслов образования и нашей педагогической деятельности.
Слайд 3Группы ключевых компетенций:
целостно - смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно - познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально - трудовые компетенции,
компетенции личностного
самосовершенствования.
Слайд 4 Учебно-познавательная компетенция-
готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию,
анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению
измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 5Учебно-познавательная компетенция включает в себя:
- умение ставить цель и
организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- умение организовывать
планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Слайд 6Методика формирования учебно-познавательных компетенций.
1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические
приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у
них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.
2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
Слайд 7Методика формирования учебно-познавательных компетенций
4-й этап – приложения математических знаний
Приемы
созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность
учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5-й этап – обобщение и систематизация
Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Слайд 8Основные методы и приёмы формирования учебно-познавательной компетенции
Слайд 9- подчёркивание практической значимости;
-создание проблемных, соревновательных ситуаций;
- использование исторических сведений;
-
развитие творческих способностей;
- учебные исследования;
- метод парадоксов;
- приобщение к мудрости
великих людей.
Основные методы и приёмы формирования
учебно-познавательной компетенции:
Слайд 10 - создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи
и практической неосуществимостью избранного способа решения;
решение нестандартных, логических задач;
практико-ориентированные задачи;
создание ситуации творческого поиска;
математические игры.
:
Основные методы и приёмы формирования
учебно-познавательной компетенции:
Слайд 11Подчёркивание практической значимости
Перед изучением темы «Графикифункции» полезно рассмотреть несколько графиков.
Ребята отгадывают, какой их них является кардиограммой сердца. А учитель
прокомментирует, что врач, считывая свойства этого графика, делает выводы о работе сердца. Другой график показывает осциллограф, улавливая удары о земную поверхность, и специалист, считывая свойства такого графика, делает выводы о наличии там полезных ископаемых.
Слайд 12Создание проблемных, соревновательных ситуаций
На уроке геометрии при подготовке к изучению
темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить задачи:
Один из углов
треугольника содержит 36º , а другой – на 18º больше третьего. Найти величину второго угла.
В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18º больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.
Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.
Также возникает поисковая ситуация, если мы даём ученикам шанс самостоятельно сформулировать некоторое определение, а не сообщаем его в готовом виде.
Слайд 13Использование исторических сведений
История математики обладает не только познавательным, но и
воспитательным потенциалом. Практика работы показывает, что именно при помощи истории
науки, можно формировать у учеников представления о математике как части общечеловеческой культуры. Нужно заметить, что история науки дает возможность показать, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.
Слайд 14Развитие творческих способностей
Для развития творческих способностей полезно придумывать аналогичную и
обратную задачу.
На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 20.
В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток, если там отдыхают 60 человек?
У причала 20 лодок, часть из которых двухместные, а часть – четырёхместные. Всего в эти лодки может поместиться 60 человек. Сколько у причала двухместных лодок?
Большой интерес также вызывают такие задания, как написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка.
Слайд 15Учебные исследования
Именно учебные исследования дают возможность научиться самостоятельно познать новое
в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы, ее проверки и формулировки
вывода и поэтому делают процесс изучения математики интересным и увлекательным.
Слайд 16Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их
сумму”
Цель работы: установить, чему равно произведение разности двух выражений и
их суммы.
Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 36 - 16,
другие – (9 - 3) • (9 + 3) и 81 - 9, третьи – (8 - 2) • (8 + 2) и 64 - 4.
В результате учащиеся получают, что
(6 – 4) • (6 + 4) = 36 - 16,
(9 + 3) • (9 – 3) = 81 – 9,
(8 – 2) • (8 + 2) = 64 - 4.
Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Доказательство гипотезы:
Используя правило умножения многочлена на многочлен, имеем, что
(a – b) • (a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2.
Итак, гипотеза доказана.
Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Слайд 17 Учебные исследования
В 5-6 классах полезно включение мини-исследования на основе
изучения геометрического материала.
Например: задание-исследование «Определение зависимости длины окружности от
радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, окружность) становится нахождение приближенного значения
числа π.
Слайд 18Метод парадоксов
Целесообразно применять задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с
заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по разному, но наиболее
продуктивный способ – «софистический» или «парадоксальный». Так как для лучшего запоминания ошибку нужно не только осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией.
.Пример: софизм 65=64
Рис.3 Рис.4
На рисунке 3 имеем на клетчатой бумаге нарисованный прямоугольник
размерами 5 x 13, т.е. площадью 65.
На рисунке 4 имеем квадрат 8 x 8 = 64.
Обе фигуры разрезаны на попарно равные части.
Отсюда, их площади равны; следовательно, 65 = 64.
Разгадка заключается в том, что только при выполнении очень точного чертежа можно обнаружить, что точки А, В, С и Д не лежат на одной прямой, а образуют параллелограмм, площадь которого и равна этой «лишней» единице.
Слайд 19Приобщение к мудрости великих людей
Вместе с учениками мы собираем высказывания
о математике и научном познании мира. Ребята узнают новые для
них имена, постигают глубокие мысли, облечённые в ёмкие, лаконичные фразы, например:
"Числа управляют миром", - говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу - это значит пережить приключение. (В. Произволов)
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
Химия - правая рука физики, математика - ее глаз. (М.В. Ломоносов)
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа)
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Слайд 20Создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической
неосуществимостью избранного способа решения
При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам
возможно задание.
Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -2; -18; -6.
Сравните: -5 и -3; -12 и -2 ; -7 и -6; -5 и -10; -18 и -9; -3543 и -2759.
Слайд 21Решения нестандартных, логических задач,
задач – головоломок, на соображение и
догадку
Функция задана формулой у = х + 5. Найдите
значение функции при х = 0, 7, -5, 1.
Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у= х + 5. На доске заготовлена таблица.
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Слайд 22 Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки.
Почему? Как правильно сравнивать углы?
Слайд 23Математические игры
Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес
к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким,
находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила.
Игра «Угадай слово» Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел». Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.
Слайд 24Практико-ориентированные задачи:
Некоторые задачи требуют не только знания математики, но
и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной практической обстановке.
Сколько
будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет 2м 10см в высоту и 2м в ширину, стоимость одной планки размером 1, 5 см на 1м составляет 10 рублей, работа по сбору изделия стоит 20 рублей ?
Слайд 25Таким образом, оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и проблемных ситуаций,
соревнований, творчества, различных форм сотрудничества, позволяет нам сформировать учебно-познавательную компетенцию.
Слайд 26Перефразируя высказывание Зака Зиглара «Не бывает ленивых людей; бывают либо
больные, либо невдохновленные» получаем применительно к школьному обучению - «не
бывает ленивых учеников…».
Вдохновлять на обучение – насущная задача и показатель высококомпетентного подхода учителя.