Разделы презентаций


Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики

Содержание

  Выпускнику современной школы, чтобы быть успешным в учебе и в работе, необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового. Данные качества можно успешно формировать,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики
Учитель: Яценко В.Н.
Государственное учреждение

образования «Средняя школа №9 г.Могилева»

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики  Учитель: Яценко В.Н.Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г.Могилева»

Слайд 2   Выпускнику современной школы, чтобы быть успешным в учебе и

в работе, необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком. Ему

должна быть присуща потребность к познанию нового.
Данные качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. И это является одним из важнейших  личностных, социальных смыслов образования и нашей педагогической деятельности.

  Выпускнику современной школы, чтобы быть успешным в учебе и в работе, необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным,

Слайд 3Группы ключевых компетенций:

целостно - смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно - познавательные,


информационные,
коммуникативные,
социально - трудовые компетенции,
компетенции личностного
самосовершенствования.

Группы ключевых компетенций:целостно - смысловые компетенции,общекультурные компетенции, учебно - познавательные, информационные, коммуникативные,социально - трудовые компетенции,компетенции личностногосамосовершенствования.

Слайд 4 Учебно-познавательная компетенция-
готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию,

анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению

измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Учебно-познавательная компетенция-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты

Слайд 5Учебно-познавательная компетенция включает в себя:
- умение ставить цель и

организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- умение организовывать

планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Учебно-познавательная компетенция включает в себя: 	- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

Слайд 6Методика формирования учебно-познавательных компетенций.
1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические

приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у

них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.
2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
Методика формирования учебно-познавательных компетенций.1-й этап – вводно-мотивационный. Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания

Слайд 7Методика формирования учебно-познавательных компетенций


4-й этап – приложения математических знаний
Приемы

созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность

учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5-й этап – обобщение и систематизация
Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Методика формирования учебно-познавательных компетенций4-й этап – приложения математических знаний Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны

Слайд 8Основные методы и приёмы формирования учебно-познавательной компетенции

Основные методы и приёмы формирования учебно-познавательной компетенции

Слайд 9- подчёркивание практической значимости;
-создание проблемных, соревновательных ситуаций;
- использование исторических сведений;
-

развитие творческих способностей;
- учебные исследования;
- метод парадоксов;
- приобщение к мудрости

великих людей.

Основные методы и приёмы формирования учебно-познавательной компетенции:

- подчёркивание практической значимости;-создание проблемных, соревновательных ситуаций;- использование исторических сведений;- развитие творческих способностей;- учебные исследования;- метод парадоксов;-

Слайд 10 - создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи

и практической неосуществимостью избранного способа решения;
решение нестандартных, логических задач;

практико-ориентированные задачи;
создание ситуации творческого поиска;
математические игры.


:

Основные методы и приёмы формирования учебно-познавательной компетенции:

- создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения;решение нестандартных,

Слайд 11Подчёркивание практической значимости
Перед изучением темы «Графикифункции» полезно рассмотреть несколько графиков.

Ребята  отгадывают, какой их них является кардиограммой сердца. А учитель

прокомментирует, что врач, считывая свойства этого графика, делает выводы о работе сердца. Другой график показывает осциллограф, улавливая удары о земную поверхность, и специалист, считывая свойства такого графика, делает выводы о наличии там полезных ископаемых.
Подчёркивание практической значимости	Перед изучением темы «Графикифункции» полезно рассмотреть несколько графиков. Ребята  отгадывают, какой их них является кардиограммой

Слайд 12Создание проблемных, соревновательных ситуаций
На уроке геометрии при подготовке к изучению

темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить задачи:
Один из углов

треугольника содержит 36º , а другой – на 18º больше третьего. Найти величину второго угла.
В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18º больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.
Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.
Также возникает поисковая ситуация, если мы даём ученикам шанс самостоятельно сформулировать некоторое определение, а не сообщаем его в готовом виде.
Создание проблемных, соревновательных ситуацийНа уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить

Слайд 13Использование исторических сведений
История математики обладает не только познавательным, но и

воспитательным потенциалом. Практика работы показывает, что именно при помощи истории

науки, можно формировать у учеников представления о математике как части общечеловеческой культуры. Нужно заметить, что история науки дает возможность показать, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.
Использование исторических сведенийИстория математики обладает не только познавательным, но и воспитательным потенциалом. Практика работы показывает, что именно

Слайд 14Развитие творческих способностей
Для развития творческих способностей полезно придумывать аналогичную и

обратную задачу.
На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 20.

В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток, если там отдыхают 60 человек?
У причала 20 лодок, часть из которых двухместные, а часть – четырёхместные. Всего в эти лодки может поместиться 60 человек. Сколько у причала двухместных лодок?
Большой интерес  также вызывают такие задания, как написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка.
Развитие творческих способностейДля развития творческих способностей полезно придумывать аналогичную и обратную задачу.На турбазе имеются палатки и домики.

Слайд 15Учебные исследования
Именно учебные исследования дают возможность научиться самостоятельно познать новое

в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы, ее проверки и формулировки

вывода и поэтому делают процесс изучения математики интересным и увлекательным.
Учебные исследованияИменно учебные исследования дают возможность научиться самостоятельно познать новое в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы, ее

Слайд 16Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их

сумму”
Цель работы: установить, чему равно произведение разности двух выражений и

их суммы.
Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 36 - 16,
другие – (9 - 3) • (9 + 3) и 81 - 9, третьи – (8 - 2) • (8 + 2) и 64 - 4.
В результате учащиеся получают, что
(6 – 4) • (6 + 4) = 36 - 16,
(9 + 3) • (9 – 3) = 81 – 9,
(8 – 2) • (8 + 2) = 64 - 4.
Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Доказательство гипотезы:
Используя правило умножения многочлена на многочлен, имеем, что
(a – b) • (a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2.
Итак, гипотеза доказана.
Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их сумму”Цель работы: установить, чему равно произведение разности

Слайд 17 Учебные исследования
В 5-6 классах полезно включение мини-исследования на основе

изучения геометрического материала.
Например: задание-исследование «Определение зависимости длины окружности от

радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, окружность) становится нахождение приближенного значения
числа π.
Учебные исследования 		В 5-6 классах полезно включение мини-исследования на основе изучения геометрического материала.		 Например: задание-исследование «Определение

Слайд 18Метод парадоксов

Целесообразно применять задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с

заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по разному, но наиболее

продуктивный способ – «софистический» или «парадоксальный». Так как для лучшего запоминания ошибку нужно не только осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией.
.Пример: софизм 65=64

    

                             Рис.3                        Рис.4
На рисунке 3  имеем на клетчатой бумаге нарисованный прямоугольник
размерами 5 x 13, т.е. площадью 65.
На рисунке 4  имеем квадрат 8 x 8 = 64.
Обе фигуры разрезаны на попарно равные части.
Отсюда, их площади равны; следовательно, 65 = 64.
Разгадка заключается в том, что только при выполнении очень точного чертежа можно обнаружить, что точки А, В, С и Д не лежат на одной прямой, а образуют параллелограмм, площадь которого и равна этой «лишней» единице.

Метод парадоксовЦелесообразно применять задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по

Слайд 19Приобщение к мудрости великих людей
Вместе с учениками мы собираем высказывания

о математике и научном познании мира. Ребята узнают новые для

них имена, постигают глубокие мысли, облечённые в ёмкие, лаконичные фразы, например:
"Числа управляют миром", - говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу - это значит пережить приключение. (В. Произволов)
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
Химия - правая рука физики, математика - ее глаз. (М.В. Ломоносов)
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа)
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Приобщение к мудрости великих людейВместе с учениками мы собираем высказывания о математике и научном познании мира. Ребята

Слайд 20Создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической

неосуществимостью избранного способа решения

При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам

возможно задание.
Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -2; -18; -6.
Сравните: -5 и -3; -12 и -2 ; -7 и -6; -5 и -10; -18 и -9; -3543 и -2759.
Создание противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения 				При изучении темы

Слайд 21Решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и

догадку
Функция задана формулой у = х + 5. Найдите

значение функции при х = 0, 7, -5, 1.

Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у= х + 5. На доске заготовлена таблица.
 Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Решения нестандартных, логических задач,  задач – головоломок, на соображение и догадку 		Функция задана формулой у =

Слайд 22 Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки.

Почему? Как правильно сравнивать углы?


Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему? Как правильно сравнивать углы?

Слайд 23Математические игры
Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес

к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким,

находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила.
Игра  «Угадай слово» Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».  Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.
               

           


Математические игры 		Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть

Слайд 24Практико-ориентированные задачи:
Некоторые задачи требуют не только знания математики, но

и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной практической обстановке.
Сколько

будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет 2м 10см в высоту и 2м в ширину, стоимость одной планки размером 1, 5 см на 1м составляет 10 рублей, работа по сбору изделия стоит 20 рублей ?

Практико-ориентированные задачи: 		Некоторые задачи требуют не только знания математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной

Слайд 25Таким образом, оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и проблемных ситуаций,

соревнований, творчества, различных форм сотрудничества, позволяет нам сформировать учебно-познавательную компетенцию.

Таким образом, оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и проблемных ситуаций, соревнований, творчества, различных форм сотрудничества, позволяет нам

Слайд 26Перефразируя высказывание Зака Зиглара «Не бывает ленивых людей; бывают либо

больные, либо невдохновленные» получаем  применительно к школьному обучению - «не

бывает ленивых учеников…».
Вдохновлять на обучение – насущная задача и показатель высококомпетентного подхода учителя.
Перефразируя высказывание Зака Зиглара «Не бывает ленивых людей; бывают либо больные, либо невдохновленные» получаем  применительно к школьному

Слайд 27С Новым годом!

С Новым годом!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика