Слайд 1«Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного
возраста »
Выполнила : Ягиш Татьяна Ивановна
2019г.
Слайд 2Введение
Сенсорные способности ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорных способностей в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Слайд 3 Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование
целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже
имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно двигательного).
Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. (Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. )
Cходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
Слайд 4
Отклонения в развитии сенсорных способностей
связаны, как правило, с тем, что у детей с ЗПР
не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года. Дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.
Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Сенсорное развитие не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины.
Слайд 5 Таким образом, задержка психического развития ребёнка
характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами
которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Слайд 6
Основной целью изучения данного вопроса являлось: разработка комплекса дидактических игр
и упражнений по развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста с
ЗПР.
Планирование осуществления данной деятельности cтроилось на определении основных направлений сенсорного развития.
«Цвета»- восприятие цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования; понимание слов-названий сенсорных эталонов цвета и возможности самостоятельного словесного обозначения цвета детьми.
«Формы»-знание эталонов основных геометрических форм, а также знание их названий.
«Величина»- восприятия величины.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу, знакомя с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками.
Слайд 7
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет
указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а
затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
Слайд 8 «Из каких фигур состоит картинка?»
Дети должны определить по
рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в
ней квадратов, кругов и т. д.
Слайд 9Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Сравни предметы по
высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;
сравнить — что выше, что ниже.
Слайд 10
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной
длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по
длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.( могут быть цветные карандаши, палочки..)
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Слайд 11Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного
цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Слайд 12Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна
может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений:
устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей.
пополнении и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов