Слайд 1
Использование мнемотехники в развитии речевой среды
Учитель-логопед Клочнева С.С.
Слайд 2 К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 3С целью создания эффективно развивающей предметно- пространственной среды, мною накоплен
и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и
занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Слайд 4Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания
информации и увеличивающих объём памяти.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Слайд 5Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи
детей и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Слайд 6 Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения
и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного
мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Слайд 7 Составить рассказ - описание
по теме "Фрукты":
Слайд 8Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":
Слайд 9 Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах,
фруктах, птицах:
Слайд 10
Мнемотаблицы при отгадывании загадок:
«Яблоко»
Слайд 12- в
- на
- под
- над
- за
- к
- от
- с,
со
-между
Использование предлогов (символы)
- из
Слайд 13 Составление предложений с использованием предлогов
Пересказ по схеме
Наступила весна.
У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Пересказ рассказа «Зима»
по схеме:
-рассмотри картинку;
-рассмотри картинки-символы;
-послушай рассказ, а потом перескажи его по картинкам-символам.
Слайд 18 Заучивание стихотворений:
АЛИСА В САДУ
Вот идёт Алиса в сад,
Скоро будет
листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке – сонный пёс.
Там краса и
чудеса:
Солнце киска и роса,
У скамейки стол стоит,
Самовар на нём свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!
Слайд 19 Практическое задание
Составьте зарисовки
на загадки:
1. «Без окон, без дверей полна горница людей.»
2. «Без
рук, без топорёнка построена избёнка.»
3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.»